ВС обязал суды соблюдать интересы детей при осуждении родителей
Верховный суд (ВС) РФ защитил право осужденных родителей на отсрочку наказания: с учетом принципов гуманизма и уважения к личности, интересам ребенка, которые затрагиваются осуждением его родителя, придается первостепенное значение, подчеркивает высшая инстанция в изученном РАПСИ определении.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ рассмотрела дело о покушении на незаконный сбыт психотропных веществ в крупном размере, совершенном группой лиц по предварительному сговору.
Фигурантка получила реальный срок лишения свободы — 6,5 лет, при этом суды трех инстанций отказались отсрочить это наказание, несмотря на наличие у осужденной ребенка-дошкольника.
Социализация через бабушку
Суды мотивировали решение тем, что у сына осужденной есть бабушка, с которой он проживает, а также не лишенный родительских прав отец. Нижестоящие инстанции сослались и на отсутствие «каких-либо сведений о том, что в силу объективных причин отец и бабушка в период отбывания (фигуранткой) наказания не смогут в полной мере обеспечить права ребенка, а также его физическое и нравственное развитие, социализацию как члена общества».
По мнению судов, обстоятельство, что отец ограничен в родительских правах в отношении другого своего ребенка, само по себе не свидетельствует о том, что он не будет исполнять свои родительские обязанности в отношении сына осужденной.
Примечательно, что при решении вопроса об отказе в отсрочке от наказания суд указал, что учитывает положительные характеристики фигурантки, ее активное способствование раскрытию и расследованию преступления, признание вины и раскаяние в содеянном, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также наличие сведений из дошкольного учреждения о надлежащем исполнении своих обязанностей родителя.
Позиция ВС
«С учетом принципов гуманизма и уважения личности, интересам ребенка, которые затрагиваются осуждением его родителя, придается первостепенное значение», — подчеркивает ВС, напоминая, что применение института отсрочки отбывания наказания является невозможным только когда имеется прямой запрет закона, либо если это противоречит интересам ребенка.
То есть, по смыслу закона, критериями применения отсрочки для матерей являются наличие ребенка в возрасте до 14 лет и их обязанность, как родителя, заниматься воспитанием своего ребенка, обращает внимание ВС.
Действительно, отсрочка отбывания наказания возможна лишь при условии положительного поведения фигуранта, его добросовестного отношения к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, исключающих оказание какого-либо отрицательного воздействия на ребенка (п. 4 постановления Пленума ВС от 19 декабря 2023 г. № 47), напоминает высшая инстанция.
Таким образом, разрешая вопрос об отсрочке отбывания наказания, суд принимает во внимание сведения о личности, поведении, в том числе в период отбывания наказания, об условиях жизни лица и его семьи, о наличии у него жилья и необходимых условий для проживания с ребенком и другие, уточняет ВС.
«При этом такие обстоятельства, как, например, наличие у лица прежней судимости, непризнание им своей вины, непринятие мер к возмещению ущерба, наличие родственников, желающих воспитывать ребенка, сами по себе не могут являться основанием для отказа в отсрочке», — отмечает ВС.
Он полагает, что в данном деле суды сделали неверный анализ характеристики фигурантки, которая впервые совершила преступление, полностью признала вину и раскаялась в содеянном, активно способствовала раскрытию и расследованию преступления, имеет на иждивении малолетнего ребенка, на учетах в наркологическом и психоневрологическом диспансерах не состоит.
«Она надлежаще исполняет обязанности по уходу за ребенком. Каких-либо обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено», — указывает высшая инстанция.
ВС также поясняет, что ссылки судов на наличие у сына осужденной бабушки, с которой он проживает, и не лишенного родительских прав отца «по смыслу уголовного закона не являются основаниями для отказа в отсрочке отбывания наказания». К тому же, согласно показаниям фигурантки и ее матери, отец ребенка вообще никакого участия в его воспитании не принимает и никогда не принимал.
«Таким образом, предусмотренных законом ограничений для применения положений ч. 1 ст. 82 УК РФ к (обвиняемой) не установлено, данных о том, что применение отсрочки исполнения назначенного наказания противоречило бы интересам ее ребенка, в материалах дела не имеется», — приходит к выводу ВС.
В результате Судебная коллегия определила отсрочить автору жалобы реальное отбывание наказания в виде лишения свободы сроком на 6 лет 6 месяцев до достижения ее ребенком четырнадцатилетнего возраста и освободить ее из-под стражи.
Дело № 4-УД25-28-К1
Алиса Фокс