Вторая конституционная реформа в СССР: введение института президентства

Вторая конституционная реформа в СССР: введение института президентства

Почему радикальные демократические реформы Михаила Горбачёва во многом были обусловлены его попыткой сохранить собственную власть, рассказывает в сто сорок восьмом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.

Первая конституционная реформа в СССР состоялась в декабре 1988 г.: согласно ей в стране появился новый верховный орган власти – Съезд народных депутатов, была изменена избирательная система с введением альтернативного голосования. 

Однако она явилась лишь первым шагом в ходе коренных преобразований и выглядела незавершенной, так как породила противоречия: если вводились альтернативные выборы, то почему руководящая роль в государстве заведомо оставалась у Коммунистической партии. Если наряду с коммунистами в выборах получали право участвовать и их оппоненты, то почему они не могли объединяться в свои политические партии? 

Таким образом, согласно всей логике права, должны были быть сделаны и следующие шаги в сфере реформирования системы. Это понимали и консервативные оппоненты М.С. Горбачёва в руководстве КПСС. 

В Центральном комитете партии существенно слабеет поддержка реформ и Горбачёва. Становится вполне вероятным, что в случае продолжения им коренных преобразований, его оппоненты в ЦК смогут на внеочередном пленуме сместить его с поста генерального секретаря партии, как это случилось с Хрущевым. И даже если он после этого останется председателем Верховного Совета СССР, то он фактически потеряет бразды правления, так как эта должность в Союзе всегда считалась чисто номинальной. Реальная власть по-прежнему была сосредоточена в руках Политбюро ЦК КПСС и его лидера. 

Вполне было можно предположить, что последней каплей, которая переполнит чашу терпения оппонентов Горбачёва, станет его согласие на отмену 6-й статьи Конституции о непреложной и неизменной руководящей роли КПСС в жизни страны и государства. 

Поэтому генсек ищет возможности подстраховаться и обезопасить себя от действий консерваторов с целью остаться первым лицом в государстве, пусть и в другом качестве. Такой идеей явилась мысль о введении новой высшей государственной должности – главы государства – президента СССР, хотя еще не так давно Горбачёв был против этого. 

На XIX партконференции в июле 1988 г. Горбачёв резко отрицательно высказался о президентской форме правления: «Нам кажется, что президентская форма правления в условиях нашего многонационального государства неприемлема и не вполне демократична, поскольку слишком большая власть сосредоточивается в руках одного человека». 

Для проведения назревших и задуманных конституционных реформ 12 марта 1990 г. был созван внеочередной 3-й Съезд народных депутатов СССР. 14 марта депутаты приняли закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР», в результате чего была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС. 

Не случайно эти два положения были объединены в одном акте: оппоненты Горбачёва были лишены времени для ответного хода на отмену 6-й статьи Конституции. Такая же понятная спешка была проявлена и в вопросе о выборах президента. 

В законе говорилось о всеобщих прямых демократических выборах главы государства, но для первого президента было сделано исключение: он избирался народными депутатами СССР. Срок полномочий Президента СССР составлял пять лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков.

15 марта 1990 г. на Съезде состоялись выборы первого Президента СССР. Они были безальтернативными, так как предложенные пленумом ЦК КПСС два кандидата: премьер Николай Рыжков и министр внутренних дел СССР Вадим Бакатин взяли самоотводы. За кандидатуру М.С. Горбачёва проголосовало 1329 депутатов — 59,2% от всех депутатов или 66,5% от принявших участие в голосовании.

В этот же день Горбачёв принял присягу на Съезде и выступил с программной речью, где в общих словах сформулировал дальнейшие направления реформирования государства. 

Пытаясь все далее уйти от контроля со стороны неоднородного Политбюро, Горбачёв предложил создать себе новую опору в виде Президентского совета СССР, который, по его словам, и должен был стать «своеобразным эквивалентом Политбюро в новой политической системе». Это был консультативный орган при президенте, формируемый самим президентом. Правда, этот совет просуществовал недолго, и уже в декабре этого же года он был упразднен.

Из Конституции СССР также было исключено положение о том, что «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность в форме государственной и колхозно-кооперативной». 

Отныне в Конституции говорилось о том, что «экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности, а государство создает условия для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает им равную защиту».

Значение проведенной конституционной реформы было велико. Ликвидировалась монополия Коммунистической партии на власть, реализовывался лозунг «Вся власть Советам». Власть окончательно перешла в руки советов – государственных, а не партийных органов. 

Устранялся таким образом один из признаков тоталитарного режима – сращивание партийных и государственных органов. Первое лицо государства – президент – теперь выступал не как представитель одной политической партии, а являлся избранником народа в лице народных депутатов.

Конституция отныне допускала создание различных общественных организаций, включая учреждение некоммунистических политических партий и движений. Советское государство перестало быть однопартийным.

В развитие положений реформы был принят 9 октября 1990 г. закон СССР «Об общественных объединениях». В нем говорилось о том, что «государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и в соответствии с Конституцией гарантирует условия для выполнения ими уставных задач». 

По этому закону вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускалось. Закон гласил: «Партии равны перед законом». Это означало, что и Компартия не имела особых прав и никаких законных приоритетов; в тексте уточнялось: «Запрещается финансирование государством деятельности политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели».

Согласно закону, общественные объединения могли создаваться по инициативе не менее десяти граждан. А общесоюзная политическая партия или профессиональный союз должны были иметь своими членами «не менее пяти тысяч граждан СССР». СССР становился многопартийным государством.

Также в развитие положений реформы в декабре 1990 г. на IV Съезде народных депутатов был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». 

Была сформирована новая структура исполнительной власти во главе с Президентом СССР. Президент возглавлял систему органов государственного управления и обеспечивал их взаимодействие с высшими органами государственной власти СССР. 

Вместо Совета министров создавался Кабинет министров, подчинявшийся непосредственно Президенту, который формировал Кабинет министров «с учётом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР». 

Президент имел право отменять постановления и распоряжения Кабинета министров СССР, министерств и других подведомственных ему органов, приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров республик в случаях нарушения Конституции и законов СССР. 

Вместо Президентского совета был создан Совет безопасности СССР. Был также учрежден пост вице-президента СССР, на который был избран Г.И. Янаев.

Продолжение читайте на сайте 30 сентября

 

РАПСИ РАПСИ

11:05
11
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025