Выставка в Музее им. Рублева представляет шедевры иконописи эпохи русских императриц
В Музее им. Андрея Рублева проходит выставка «Икона «галантного века». Произведения XVIII века из музейных и частных собраний». Проект обращается к одному из самых необычных и малоизученных периодов в истории русского религиозного искусства – эпохе дворцовых переворотов – и рассказывает о художественной оригинальности иконописных произведений того времени.
Директор музея Михаил Миндлин подчеркнул, что главная задача выставки – показать, как русская иконопись XVIII века, сохраняя духовную основу и традиционные черты, трансформировалась под влиянием новых художественных стилей – барокко, рококо и классицизма. Эти изменения происходили в период правления императриц Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, чьи вкусы значительно повлияли на развитие отечественного искусства.
В экспозиции собраны лучшие образцы русской иконописи «галантного» XVIII века, в которых нашли отражение присущие искусству и нравам этой эпохи утонченность и аристократизм. Это шедевры из фондов Музея им. Рублева, Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет», а также других музейных собраний и частных коллекций.
В числе экспонатов – домашние иконы из дворцов графов Шереметевых, которые никогда не экспонировались ранее. В залах также показаны небольшие образы, принадлежавшие представителям высшей аристократии и сопровождавшие их на протяжении всей жизни. Например, на выставке можно познакомиться с иконами, владельцами которых были такие исторические личности, как кабинет-министр Артемий Волынский и вице-адмирал Василий Головин.
Кроме того, посетители увидят крупноформатные образы, написанные для храмовых интерьеров. Среди них – не только памятники, выполненные в традиционной для иконописи темперной технике, но и живописные иконы, считавшиеся новаторскими для своего времени. Особый интерес представляют пять икон екатерининской эпохи с изображением святых покровителей императорской семьи, которые происходят из Архангельского собора Московского Кремля.
Выставка также рассказывает о еще одном важном изменении в иконописи XVIII столетия – именно в это время религиозное искусство во многом перестает быть анонимным. Так, значительная часть экспонатов – это подписные произведения наиболее ярких мастеров того времени, в том числе Ивана Гусятникова, Ивана Поспелова, Егора Грека и его сына Ивана Грекова, Василия Василевского и Алексея Антропова.
Посетить временную экспозицию можно до 24 августа.