Юридическая столица: Жолобов о юбилее Санкт-Петербургского городского суда
Санкт-Петербургский городской суд отмечает в конце сентября свой юбилей — 85 лет. О значимости этой даты мы поговорили с директором Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия (РГУП) имени В.М. Лебедева Ярославом Жолобовым. Он рассказал, почему Петербург можно смело назвать юридической столицей России, а Санкт-Петербургский городской суд является гарантом правосудия Северной столицы.
— Ярослав Борисович, через несколько дней пройдут торжества и мероприятия, посвященные 85-летию Санкт-Петербургского городского суда. Кроме того, что вы возглавляете Северо-Западный филиал РГУП, вы еще состоите в Ассоциации историков права, вы работали судьей, возглавляли районный суд. Скажите, судьям и работникам аппаратов важно отмечать такие даты?
— Можно я отвечу на ваш вопрос чуть позже? Давайте начнем по-другому. На днях я присутствовал при возложении цветов к подножью памятника Анатолию Федоровичу Кони у здания Российской Национальной библиотеки... Ваше издание читают во всех регионах, поэтому давайте уточним, что все это происходило в Петербурге. Во время этого мероприятия было объявлено о присвоении имени Кони безымянному проезду, который проходит мимо библиотеки от Московского проспекта до Варшавской улицы. Это большое событие. Наш разговор не посвящен Кони, но не могу не напомнить, что труды этого воистину великого человека лежат в основе всех кодексов этики юридических профессий — Кодекса этики судей, Кодекса этики прокурорского работника, Кодекса этики адвоката. После революции он не считал ниже своего достоинства читать лекции на рабфаковских курсах. При этом он одновременно консультировал руководителей Наркомата юстиции РСФСР о том, какой должна быть судебная система в советской стране. Кони всегда был уверен, что справедливый суд — это биологическая потребность человека, независимо от того, дворянин он был или простолюдин.
— Интересно, причем тут биология и суд?
— Люди спорят. Это было и будет. А как они всегда решались, если, конечно, это спор, а не драка или война? Стороны приходили к уважаемому человеку или к правителю местности с просьбой рассудить их. Тот предлагал высказаться обоим... Иногда примирение происходило, как сейчас говорится, по выяснению позиций, а иногда приходилось искать свидетелей. Так вот, Кони считал, что суд — это потребность в справедливости. А для обеспечения справедливости судебная система должна быть независимой, несменяемой, разбирательства должны быть гласными, а стороны должны иметь право на защиту. Напомню, что 17 апреля 1866 года в Литейной части столицы Российской империи были открыты первые учреждения с судьями и работниками аппарата и появились первые требования о несменяемости и независимости судей, о равенстве всех перед судом и о гласности. Появились первые адвокаты — защитники. Кони тогда только учился в университете, но учили его юристы, которые создавали все это. А потом уже работал, развивал юридическую науку и учил он, как до революции, так и после. Конечно, в советские годы не все было гладко с обязательными атрибутами судебной власти, но формально они соблюдались и продержались до наших времен. И сейчас мы следуем им. То есть, Кони, и в этом нет никаких сомнений, протянул мост от открытия судебных учреждений в 1866 году к современному Санкт-Петербургскому городскому суду, расположенному неподалеку от улицы Кони. Сейчас Санкт-Петербургский городской суд является гарантом правосудия Северной столицы. Мало того, на судебную систему Петербурга опираются и суды других регионов. © Владимир Бурнов, РАПСИ
— С чем это связано?
— Вот смотрите, появилась улица Кони, рядом памятник Кони, а чуть подальше памятник Сперанскому. Он хоть и не был юристом, но кодифицировал все имеющееся к тому моменту законодательство. Улица Кони идет мимо Российской национальной библиотеки, а это не просто библиотека, это архив, и ни один юрист страны, пишущий диссертацию, не сможет обойтись без хранящихся в ней материалов. А рядом, как я уже говорил, находится Санкт-Петербургский городской суд.
Это все — Петербург. Многое происходило в этом городе, на этой земле. Суды ведь работали здесь задолго до Петра Первого. Потому что это была Новгородская земля. Вдоль Невы стояли деревушки и села, жители которых нуждались в суде. И сейчас в Петербурге происходит много важных событий. Будут происходить и дальше. И недаром глава Московского района Петербурга (того, где находится Санкт-Петербургский городской суд), возложив цветы к памятнику Кони, объявил о создании здесь юридического квартала... Так что Санкт-Петербургский городской суд — это и источник, и результат исторического развития города, который признанно является не только культурной, но и юридической столицей России. А если еще кто-то в этом сомневается, то напрасно.
— И все-таки, насколько важно акцентировать внимание на юбилейных датах судебных учреждений?
— Я уверен, что отмечать такие даты необходимо. Потому что эти даты привлекают к внимание и общества, и государства к судебной системе. Поэтому Ассоциация историков права добивается, чтобы в нашем календаре появился День судебного работника. Но это уже совсем другой разговор. А что касается юбилеев... Смотрите, ведь мы с вами поговорили о том, о чем раньше не было и повода поговорить.
Беседовал Михаил Телехов