Законы военного времени: изменения в госуправлении и праве в 1941–1942 годах
Об изменениях в государстве и праве СССР в связи с началом Великой Отечественной войны рассказывает в сто двадцать девятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
22 июня 1941 года гитлеровская Германия в нарушение Договора о ненападении между Советским Союзом и Германией от 23 августа 1939 года напала на СССР. В тот же день, согласно Указа Президиума Верховного Совета, в отдельных местностях страны было введено военное положение. В соответствии со статьей 49 Конституции СССР в этих регионах все функции органов государственной власти в области обороны и обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходили к военным советам фронтов и армий. Происходило тем самым сближение систем общего и военного государственного управления.
Военным властям предоставлялось право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений, объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей. Для выполнения необходимых для обороны задач у предприятий и граждан могли быть изъяты транспортные средства и иное имущество.
Органы военной власти имели право воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении, а также выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, лиц, признанных социально опасными. Военные советы и командиры соединений и частей могли отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и «требовать от них безусловного и немедленного исполнения».
Расширялись полномочия органов военной юстиции. Указом от 22 июня 1941 года создавались военные трибуналы в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий. Трибуналам были подсудны дела о любых преступлениях военнослужащих, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка, государственной безопасности. Приговоры трибуналов вступали в силу и приводились в исполнение сразу после провозглашения.
30 июня был учрежден Государственный Комитет Обороны (ГКО) – чрезвычайный высший государственный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в стране. В его компетенцию входила координация всех звеньев политической системы государства. Возглавил ГКО Иосиф Сталин.
Целью создания такого органа была необходимость максимальной централизации руководства в связи с отражением вооруженной агрессии. На местах создавались городские комитеты обороны.
Для руководства войсками также был создан новый орган – Ставка Главного командования Вооруженных сил СССР, позднее она была переименована в Ставку Верховного главнокомандования под началом Сталина.
Одной из первостепенных задач Советского государства в условиях начавшейся войны был вопрос об эвакуации промышленных предприятий оборонного значения из угрожаемых районов.
Дело в том, что лишь около 20% оборонных заводов находилось в безопасных восточных регионах СССР. Поэтому при ГКО в октябре 1941 года был создан Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности, наделенный большими полномочиями и правом распоряжаться в сфере железнодорожного и другого транспорта.
Также в целях мобилизации сил на повышение производства вооружений 26 июня 1941 года был подписан Указ «О режиме рабочего времени», согласно которому директорам предприятий предоставлялось право привлекать рабочих и служащих в военное время к обязательным сверхурочным работам продолжительностью от 1 до 3 часов в день. Рабочие, не достигшие 16 лет, привлекались к сверхурочным работам не более чем на 2 часа. Этим же указом отменялись все очередные и дополнительные отпуска.
17 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», согласно которому вводилось обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет.
Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и членов их семей. Были приостановлены в судах все дела о выселении из жилых домов лиц, призванных в ряды армии и флота, и членов их семей. За всеми военнослужащими сохранялась жилая площадь, квартирная плата с них не взималась. Для членов их семей был установлен льготный размер квартирной платы.
В гражданском праве реализовывался принцип единства государственной собственности, позволявший государству оперативно и быстро распоряжаться своей собственностью в целях налаживания военной экономики, мобилизации всех существующих ресурсов на борьбу с врагом.
В связи с военной ситуацией расширялись права государства в отношении объектов права частной собственности. Граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.
Согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. была введена мобилизация трудоспособного населения, не занятого в учреждениях и на предприятиях. Мобилизации для работы на производстве и строительстве подлежало трудоспособное городское население в возрасте: «мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях».
В уголовном праве также появились новые нормы, вызванные военной обстановкой. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 года «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения», за совершение таких действий устанавливалась уголовная ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.
Существенно была ужесточена борьба с хищениями государственной и общественной собственности. Намного чаще стал применяться так называемый «Закон о трёх колосках» от 7 августа 1932 года. Он устанавливал строгие наказания за хищение колхозного и кооперативного имущества, хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте. Согласно закону, за такие деяния предусматривался расстрел с конфискацией всего имущества, который при смягчающих обстоятельствах мог быть заменён лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.
Таким образом, все изменения в государственном управлении и праве с началом войны были подчинены одной цели – мобилизации усилий советского народа в борьбе с фашистской Германией. Все ограничения конституционных прав граждан и ужесточение норм многих отраслей права были вызваны крайне сложной обстановкой, сложившейся на театре военных действий на первом этапе войны, и не представляются чрезмерными.
Продолжение читайте на сайте 20 мая