За что ругают школьное дистанционное онлайн обучение

За что ругают школьное дистанционное онлайн обучение

ного критики поступает в адрес так называемого дистанционного обучения. Развёрнутые мнения его противников доступны каждому. Поэтому в данной статье представлена попытка объективно подойти к проблеме и проанализировать эту форму обучения.

Прежде всего необходимо определиться с терминологией.

Дистанционное, или как корректнее называть «дистантное», обучение предусматривает онлайн проведение уроков, лекций, вебинаров с использованием сети интернет и соответствующих интернет-платформ.

В период пандемии COVID-19 весной 2020 года школьники были переведены на «дистанционное обучение». Однако на поверку оказалось, что в некоторых школах расписание онлайн уроков с учителями было значительно сокращено. Так, в одной из подмосковных школ ученики начальной школы занимались один урок в день, а ученики средней школы – не более 2-3 уроков в неделю. Однако в вышестоящие инстанции школа отчитывалась о 6 уроках для каждого класса в день. Домашние задания для учеников размещали в электронном дневнике. Такой вид обучения вряд ли можно назвать дистанционным. Корректнее применить здесь термин «самообучение», когда ученик самостоятельно проходит тему, читает учебник, выполняет задание и загружает его на портал. В это время преимущественно и сложилось негативное отношение к онлайн-образованию в российском обществе, очевидно, не без "участия" и обмана со стороны самих учебных заведений.

Учителя в этот период тратили много времени на освоение видеосервисов, подключение учеников к уроку. Родители жаловались на сложность использования видео-платформ и невозможность оказать помощь ребенку в подключении из-за отсутствия у членов семьи соответствующих навыков. Можно отметить, что проблемы были не с формой обучения, а непосредственно с техникой и недоступностью образовательных онлайн технологий для традиционных общеобразовательных школ.

Предлагаемое на сегодняшний день онлайн обучение для детей тоже делится на дистанционное обучение и самообучение на различных платформах.

Платформы для самообучения и аттестации

Как правило, онлайн школа с образовательной лицензией предоставляет доступ в личный кабинет учащемуся. В нем есть набор материалов для самостоятельного изучения и целый список заданий, выполняя которые у ученика формируется итоговая оценка за учебный период (четверть или триместр, год). Задания размещаются в виде онлайн-тестов или требуют распечатки на бланке, письменного выполнения и последующей загрузки на портал.

Онлайн школа с традиционным расписанием уроков

Существуют также онлайн школы, в которых онлайн-уроки с учителями-предметниками проходят ежедневно с утра до середины дня через платформу Zoom или иную.

В чем особенности и отличия онлайн форм обучения от классической очной школы?

Учебные материалы и учебный процесс

  • Когда ученик загрузил письменную работу в свой личный кабинет, он получает развернутый письменный ответ учителя, написанный по основным психологическим канонам – самое неприятное в середине сообщения. Сначала обращение к ученику на Вы. Затем учитель пишет, что ученик выполнил задания, но, к сожалению, допустил ошибки. Далее подробная расшифровка ошибок. В конце сообщения учитель просит не расстраиваться и повторить такой-то материал или тему из такого-то урока.
  • Если задание было письменным, то в онлайн форматах обучения предусматривается проверка на антиплагиат. Так, если ребенок списал ответ из интернета, в сообщении учителя будет ссылка на источник, откуда было списано задание. Оценка в данном случае занижается и обычно в следующий раз ребенок избегает списывания, либо старается переформулировать.
  • Онлайн-уроки как правило записываются. Это удобно в том смысле, что ребенок может пересмотреть урок, если что-то не понял, пропустил по каким-то обстоятельствам или даже прогулял. Также такая форма позволяет исключить или минимизировать конфликты между учителями и учениками, поскольку видеофиксация способствует более ответственному поведению обеих сторон.
  • При прохождении домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ на онлайн платформах к каждому уроку прилагаются видео и печатные материалы, а также используются гиперссылки на прошлые или дополнительные материалы.

Дополнительные преимущества

  • Во многих онлайн школах и на онлайн-платформах к детям обращаются на «Вы», даже если он ученик начальной школы.
  • Невозможность для ученика не выполнить домашние задания, самостоятельные и контрольные работы ввиду необходимости формирования итоговой оценки. Традиционно взрослые вспоминают, что даже будучи отличниками, домашние задание в старших классах часто не выполняли.
  • Невозможность для ученика переписать работу, написанную на неудовлетворительную оценку, что способствует большим стараниям при выполнении работы.
  • Ученик не может прогулять урок по причине недомогания или симуляции недомогания. Также онлайн уроки придется посещать при наступлении улучшения самочувствия после перенесенного заболевания, когда выход в очную школу еще невозможен. К урокам и выполнению заданий можно подключиться из любой точки (даже из транспорта), с любого устройства, урок можно посмотреть в записи.
  • При полном домашнем обучении отсутствует необходимость просыпаться сильно заранее, завтракать без аппетита, ехать/идти в школу в плохую погоду и т.д.

Согласно закону нормального распределения Гаусса, всегда есть большинство (около 70%-80% генеральной совокупности) и меньшинство. Традиционное большинство безусловно предпочитает очный формат обучения не только потому, что это привычно, удобно и понятно, но и потому, что находится в плену стереотипов о том, что, если ребенок находится дома, значит он не учится.

Также с большой вероятностью есть еще и стереотип, что учеба в очной школе одновременно решает вопросы обучения и социализации. В данном случае взрослым свойственно игнорировать, что в наше время дети преимущественно киберсоциализируются – термин, используемый психологами и социологами – это социализация в виртуальном пространстве мессенджеров, социальных сетей, игровых платформ и серверов. Поэтому для современного ребенка процесс обучения и социализации отчасти уже разведен. Равно как и роль учителя изменена за столетие всеобщего обязательного образования. Учитель больше не истина в последней инстанции, не единственный источник знаний, а скорее наставник, вдохновитель, помощник, способный увлечь и тем самым дать знания.

Безусловно, не каждому ребенку подойдет дистанционное обучение.

Онлайн форма обучения скорее не подойдет:

  • Единственному ребенку в семье, особенно проживающей в небольшой квартире.
  • Детям с трудностями в дисциплине и самоорганизации.
  • Родителям, не имеющим возможности следить за питанием ребенка дома, контролировать его обучение. Ведь фактически родитель вынужден организовать весь процесс обучения дома, а это не всегда просто.
  • Детям, не посещающим спортивные или творческие секции.

Кто же то меньшинство, которому онлайн обучение будет кстати?

  • Дети с высокими умственными способностями, для которых стандартная школьная программа слишком проста.
  • Дети-спортсмены, постоянно занятые на сборах.
  • Дети-актеры или артисты, участвующие в съемках в других регионах.
  • Путешественники, любящие зимовать в теплых странах, или семьи, вынужденные сопровождать членов семьи в других регионах или заграницей в связи с профессиональной деятельностью.
  • Отсутствие или недоступность подходящих традиционных школ по месту проживания или временного нахождения. Например, на Рублево-Успенском шоссе платные школы помимо их высокой стоимости (100-300 тыс. руб. в месяц) часто имеют сложные программы и уклоны, преимущественно в изучение английского языка. Государственные школы в этом регионе переполнены детьми мигрантов, которые работают как обслуживающий персонал элитного контингента Рублевки, для которых, например, русский язык является не родным. Поэтому в данном регионе некоторым семьям сложно выбрать школу, дающую классическое нормативное среднее образование ребенку так, чтобы не было углубленного изучения и перегрузок с одной стороны и неадекватной образовательной среды - с другой.
  • Дети из удаленных регионов, желающих получить образование и аттестат, например, в Московской школе. Так, дети из Крыма или Владивостока могут получить аттестат Московской школы, приехав только на выпускные экзамены.
  • Дети, оказавшиеся в конфликтных ситуациях, подвергшиеся буллингу и пр. в очной школе, что делает невозможным продолжение обучения.
  • Семьи, ожидающие или планирующие переезд, во избежание прерывания обучения и адаптации в новой школе.
  • Дети с особенностями характера, не нуждающиеся в чрезмерном общении, но требующие условий сосредоточенности при выполнении заданий во избежание переключения внимания.
  • Склонность ребенка к школьным неврозам, вызванным страхом перед учителем, одноклассниками, контрольными и др. Некоторые дети предпочитают спокойную домашнюю обстановку.
  • Дети с различными симптомами утомляемости, трудной умственной врабатываемостью, переключаемостью и т.д.
  • Дети, вынужденные длительно находиться на лечении.

Джон Хетти в книге «Видимое обучение» проанализировал исследования по успешным системам обучения, систематизировал и обобщил. Он показал, что само по себе дистанционное обучение не изменяет результатов обучения. Дистант – это просто форма. Поэтому высказывания некоторых публичных личностей о том, что дистанционная форма – это для бедных, а очная – для адекватных и состоятельных, не имеет под собой объективных оснований.

В эпоху, когда ребенок получает образование и повышает свою общую осведомленность в том числе и вне стен детских учебных учреждений, выбор родителями индивидуального вектора обучения для своего ребенка, который может быть гибридным (одновременно очным и онлайн), является в высшей степени верным, прогрессивным и гибким решением.

Автор:
Легальная Блондинка
18:31
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024