Сумка челнока: от рынка до подиума
Сумки челнока - компактные, легкие, практически не пачкаются и выдерживают вес до 35 кг. Как баул для товаров эволюционировал до модного аксессуара?
Немного истории. Нейлоновое полотно, из которого делают классические челночные сумки, придумали в Японии. Оттуда материал экспортировали на Тайвань, а далее — в Гонконг. Плетение делает баул очень прочным, и даже если нагрузить его до отказа, полотно не «разъезжается». Клетчатая красно-бело-синяя сумка стала у местного населения чуть ли не национальным символом и ассоциировалась с трудолюбием и стойким характером гонконгцев.
Как сумка попала в СССР. Всем известно, что после распада Советского Союза с рабочими местами в стране было напряженно. Так появился новый класс — челноки. Люди потянулись за границу, покупая товары, чтобы потом продать их на родине. Челноки ездили в Польшу, Турцию, Грецию, Италию и, конечно же, в Китай. Именно оттуда в числе прочих вещей они привезли те самые клетчатые баулы. Сумки быстро стали неотъемлемым атрибутом челноков, а впоследствии превратились в один из символов 90-х.
Превращение в модный аксессуар. В нулевых клетчатая сумка стала главным культурным мотивом в искусстве Гонконга. Так, в 2001 году художник Стэнли Вонг выпустил серию работ под названием Red White Blue. В 2005-м она представляла Гонконг на Венецианской биеннале, а в 2012-м получила награду Design For Asia Award.
На подиуме челночная сумка впервые появилась в 2006 году. Это был показ Louis Vuitton: бренд поставил на клетчатом бауле свой логотип. Сначала это вызвало волну протестов, ведь сумки ассоциировались с чем-то дешевым. Однако позже мнение изменилось -сегодня «челночный» модельеры используют дизайнеры многих модных домов. Например, в 2013 году дизайнер Céline Фиби Файло создала осенне-зимнюю коллекцию одежды с тем самым клеточным принтом, а Balenciaga несколько лет назад выпустили сумку-баул с очень похожим визуалом, стоимость которого достигала 152 тыс. руб.