День российской печати и вызовы цифровой трансформации.

День российской печати и вызовы цифровой трансформации.

День российской печати в нашей стране совпадает со Старым Новым годом. Как известно, Старый Новый год возник из-за расхождения между юлианским (старым) и григорианским (новым) календарем, которое составляет 13 дней. Когда Россия в 1918 году перешла на григорианский календарь, православная церковь сохранила верность юлианскому. Что касается Дня российской печати, этот профессиональный праздник возник в 1991 году, но связан с событиями гораздо более давними и имевшими огромное значение для нашей страны, и для многих других государств, — реформами Петра Великого. Сейчас в сфере масс-медиа происходят процессы, не имевшие прецедента в истории человечества, хотя внешняя их сторона, возможно, не столь бросается в глаза современникам, как когда-то бытовые новации петровской поры.

В 1703 году 13 января (или 2 января по старому стилю) в Москве вышла первая русская периодическая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах". Такое название возникло не сразу – первое время издание именовали то Курантами, то Российскими ведомостями, а то и вовсе печатали без заголовка. Издавать газету начали по указу Петра I. Сам царь принимал участие в подготовке ее номеров.

Интересен, впрочем, не сам факт старта выпуска периодического печатного издания. Специалисты знают, что так называемые «Вести-куранты», рукописные сборники сообщений о событиях в окрестных, главным образом Европейских странах и Османской империи, которые некоторые исследователи иногда называли первой газетой, в России появились задолго до Петра I. На мой взгляд, «Вести-Куранты» XVII столетия правильнее считать бюллетенем или специализированным политическим журналом для части управлявшей страной элиты. Важнее, что «Ведомости о военных и иных делах» появились значительно раньше, чем были предприняты многие другие преобразования Петра. Например, рекрутскую повинность в России ввели в 1705 году, а указ «Об учреждении губерний и о расписании к ним городов» вышел в 1708 году. Перейдя на новую систему летоисчисления, от Рождества Христова, и начав праздновать Новый год 1 января, Россия еще длительное время использовала не привычные нам сейчас арабские цифры, а буквенное обозначение чисел, так называемую цифирь. Переход к новым цифрам происходил тоже в эпоху Петра I, но постепенно. Газета информационно поддерживала происходившие в стране преобразования.

И, конечно, круг их читателей «Ведомостей» был все же более широким, чем у «Вестей-курантов» XVII века. Собственно, задачей газеты было информирование о происходящих событиях и разъяснение их сути. А Россия на момент начала издания «Ведомостей» уже третий год воевала со Швецией, весьма мощной в то время державой. Как известно, в начале Северной войны события на театре боевых действий складывались не в пользу России. Северная война была одной из наиболее длительных в истории нашей страны.

В 2022 году исследователи Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы провели контент-анализ петровских «Ведомостей». Выяснилось, что чуть больше 30 % материалов было посвящено событиям на театрах военных действий. 14 % составляла дипломатическая хроника. Социально-экономическим проблемам было посвящено всего 3 % материалов, а работе государственных учреждений — 2 %. Один из выводов исследователей петровских «Ведомостей»: миссией издания было не только на информирование социальной элиты о военных и политических событиях, но и утверждение в общественном сознании необходимости политических, социальных, экономических и культурных преобразований.

В наши дни и России, и весь мир переживает эпоху трансформаций небывалого масштаба.

Сейчас в нашей стране зарегистрировано более 150 тысяч средств массовой информации. Государственная процедура регистрации СМИ не очень сложна, и наша страна является одной из наиболее свободных, с точки зрения возможностей законного распространения массовой информации. В то же время, степень влияния различных средств массовой информации, и иных медиа ресурсов очень сильно отличается. В наши дни человек, в отличие от современников Петра Великого, находится в океане самой разнообразной информации.

Исследовательская компания Mediascope, уполномоченная организация по изучению объёма интернет-аудитории в России, в ноябре 2024 г. представила отчёт о медиапотреблении пользователей. Судя по представленным данным, большая часть населения нашей страны уже получает информацию по различным каналам, связанным с использованием среды Интернета и цифровых платформ. Россияне моложе 30 лет 77% времени тратят на цифровые сервисы. Люди среднего возраста являются лояльными телезрителями и в то же время активно используют Интернет. Россияне 60+ лет больше всего времени тратят на ТВ, но и в этой возрастной группе четверть времени уже уходит на «цифру».

Информацию наши соотечественники получают через три основных канала: 66% населения 12+ лет смотрят новости и социально-политические передачи на ТВ, 35% заходят на информационные ресурсы в Интернете, 47% читают новостные Telegram-каналы. 72% россиян старше 12 лет пользуются Telegram хотя бы раз в месяц, 51% населения заходят в мессенджер в среднем в день. Таким образом, получение новостей в Интернете в совокупности с Telegram уже существенно превышает долю телевидения.

По данным, обнародованным представителями Mediascope на Национальном рекламном форуме в ноябре 2024 г. 6 суток в месяц россияне в среднем проводят в интернете. У молодежи 12-24 лет этот показатель еще выше — они тратят на интернет более 8 суток. https://mediascope.net/news/2685767/

Как известно, регистрация сайтов в Интернет в качестве СМИ обязательной не является. Да смысла регистрировать любой сайт, например, магазина, завода, конечно, нет. Но стремительное развитие цифровых технологий привело к тому, что в Интернете огромное количество информационных площадок, на которые, в нашей стране, действие закона «О средствах массовой информации» не распространяется. Соответственно, и авторы публикаций на них не несут ответственности за достоверность распространяемой информации. Такая ситуация является очень серьезным вызовом для общества, да и для самих средств массовой информации тоже. Интернет открыл широкие возможности для распространения информации самыми разными способами, а с другой стороны «обнулил» преимущества СМИ. В наше время практически любой человек может распространять информацию для неограниченного круга людей, если есть навыки и минимальные технические возможности. Распространение фейковых новостей и дезинформации создаёт проблему доверия к любым публикуемым сведениям. При этом колоссальный рост объёма информации приводит к невозможности сделать осознанный выбор и непредвзято дать оценку событиям или явлениям ввиду большого разнообразия точек зрения и версий. Если распространять информацию сейчас в развитых странах сравнительно легко может каждый, то стать экспертом, способным отличить достоверную информацию от недостоверной во всех сферах практически невозможно. Следовательно, возрастает этическая ответственность и экспертов, и журналистов, и блогеров, распространяющих информацию. Развитие социальных сетей и цифровых платформ и вызов для журналистов в сфере контроля информации и защиты частной жизни, и одновременно, возможность проверять и распространять информацию. Развитие искусственного интеллекта пока добавляет дополнительную турбулентность отрасли масс-медиа: искусственный интеллект обучается на существующих данных, которые могут содержать искажения и неточности. При отсутствии тщательного управления ИИ может увековечить и усилить эти искажения. В то же время, возрастает потребность в самом разнообразном образовательном контенте.

Как современное общество справится с новыми информационными вызовами и какую роль сыграют в дальнейшем развитии человечества современные средства массовой информации, вопрос пока открытый. Но уже очевидно, что «классическим» СМИ придется трансформироваться на фоне большого количества альтернативных источников информации. Впрочем, как раз у нашей страны огромный исторический опыт быстрого внедрения инноваций, и медиа не являются исключением.

Автор:
Александр Лебедев
15:06
104
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025