Экономика взаимопомощи: что я узнал в якутском такси
Недавно оказался в Якутске, на окраине города. Нужно было добраться до центра. И я, как привык в Москве, открыл всем известное приложение. Смотрю — машина приедет через 37 минут. До центра ехать минут 15, ну максимум 20. Думаю, это слишком долго, надо искать другие варианты. Открыл другое приложение — ждать почти полчаса.
Тут местные подсказали: «у нас всё по-другому. Скачай приложение, где водители берут заказы, когда им по пути». Скачал, и что вы думаете? Через три минуты приехала машина. Более того, три водителя чуть ли не соревновались, кто меня повезёт. Водитель, молодой парень, вдруг звонит: «вы не против, если я буду не один?» Я немного удивился: «в смысле?» А он: «ну, девушка моя тут, мы вместе катаемся». Я согласился, сел сзади. Смотрю — и правда, симпатичная пара, оба вежливые, улыбаются. И мы поехали. Никаких доплат за ожидание или ещё что-то — просто договорились о цене.
Эта поездка навела меня на мысль о такси и его будущем. Которой поделился на конференции: «ОСГОП — промежуточные итоги. Как повысить эффективность страхования?»
Такие услуги — не такси, а экономика взаимопомощи. Люди подвозят друг друга, подрабатывают. И этот рынок будет только расти. Но что с ним делать? Если зажать водителей кучей строгих правил, как в профессиональном такси, они уйдут в тень. Будут договариваться в чатах, возить «по пути» и не платить налоги. А если не регулировать вообще, то как обеспечить безопасность?
Нужно найти баланс. Во-первых, упростить закон «о такси», чтобы он учитывал новые технологии и реалии. Во-вторых, дать возможность самозанятым и тем, кто подрабатывает, легально заниматься перевозками. Ведь люди всё равно будут это делать — им нужны деньги. Запретами тут ничего не решишь. Рынок такси уже изменился.

Это не только про профессиональных водителей, которые работают по 12 часов в сутки. Это про свободу, гибкость и взаимопомощь. Главное — сделать так, чтобы было безопасно и удобно всем.