Fashion-эксперты назвали основные ошибки дизайнеров Сахалина на пути к статусу модного хаба
Мода как крупное направление креативных индустрий и драйвер экономики стала темой для множества обсуждений в рамках форума "Российская креативная неделя - Дальний Восток". Одну из панельных дискуссий мероприятия "Made in Sakhalin - российский модный хаб" посвятили развитию локальных брендов на Сахалине и их трансформации. Как сделать из островного региона fashion-кластер, какие ошибки нужно исправить и с чего начать - обо всем этом местные дизайнеры поговорили с экспертами индустрии, сообщили в правительстве региона.
У Сахалинской области, с ее природным своеобразием и уникальным климатом, есть огромный потенциал для того, чтобы стать модным центром Дальнего Востока. Близость стран АТР обеспечит региону перспективы экспортного роста и возможность заимствования наиболее популярных трендов, а постоянная коммуникация с материковой частью России позволит оставаться в повестке отечественной fashion-индустрии. Создание новых брендов, открытие шоурумов, разработка уникальных концепций и коллекций - работа, с которой сахалинские дизайнеры уже знакомы. Яркий пример - местный апсайкл-бренд "Корица", получивший особый знак качества "Сделано на Сахалине". Стилист Анжела Киричек и специалист по бухгалтерскому учёту Ксения Кислицина создали коллаборацию с особым смыслом: их одежда - это трансформация привычных вещей в нечто новое, забота об окружающей среде и ставка на суровое мужское качество на хрупких женских плечах.
"Бренду "Корица" уже два года. Когда мы создавали его, наша цель заключалась в том, чтобы внести вклад в важные дела с помощью моды и стиля. Апсайклинг - это очень полезный и нужный тренд с точки зрения заботы об экологии и защиты окружающей среды. Мы отказываемся от загрязнения нашего мира, меняем привычный ход вещей. Ведь мода - это одна из самых "грязных" индустрий экономики, к тому же она производит избыток продукции. Уже сегодня тех вещей, которые выпущены модными брендами, хватит и нам, и нашим детям и внукам. Поэтому, создавая наши вещи, мы сделали ставку на переработку уже существующей одежды, а не на пошив с нуля", - объяснила сооснователь бренда "Корица" Анжела Киричек.
Сегодня одежда от "Корицы" - это костюмы-трансформеры, пиджаки, брюки, жилеты и рубашки, перешитые из мужской одежды и дополненные броскими деталями. Россыпи булавок, крупные стежки, контрастная шнуровка, разрезы, сочетание разных текстур отличает модели, придуманные сахалинками, на фоне других дальневосточных брендов. За два года поклонницами "Корицы" стали жительницы более чем 10 регионов России, а также нескольких азиатских стран. В планах у Анжелы Киричек и Ксении Кислицыной - выпуск коллекций, посвященных Сахалину.
"У нас есть концепция для трёх линий одежды: "Рыбаки Сахалина", "Корейцы Сахалина", "Коренные народы Сахалина". Разумеется, мы и дальше планируем работать в нише апсайклинга, это наше кредо и основная идея. Но мы хотим, чтобы о Сахалине, нашем родном регионе, узнали и как о месте силы с особыми традициями и народной культурой. В дальнейшем мы хотим открыть точку офлайн-продаж в Санкт-Петербурге, создавать коллаборации с бизнесом и искусством и развиваться дальше, как современный этичный бренд", - поделилась Анжела Киричек.
Опыт позиционирования регионального бренда на международном модном рынке представил директор и учредитель лейбла очков Brevno Артём Коровин. Гость из Сибири отметил: продвигать Сахалин как бренд - это здорово, но ставить во главу угла географию в корне неверно.
"Свой бренд мы строили изначально на концепции "Сделано в Сибири". До 2019 года и начала пандемии работали в основном с европейским рынком: у нас были салоны оправ в Париже и Милане. Разумеется, мы были участниками всех модных выставок. Привозили туда сало и самогон, однажды "упоролись" и притащили костюм медведя. Мы пропагандировали истории о свободе, красоте сибирской природы, суровых морозах и героических людях. А потом поняли, что зарабатываем меньше, чем тратим на наши презентации и продвижение этих идей", - рассказал Артём Коровин.
Причина финансового провала была проста: бренд региона в модной индустрии - это история, которая не продается. Она понятна только жителям конкретной территории или её фанатам. Но для выхода на более широкий рынок этого недостаточно, более того: это не нужно покупателю.
"Продавать в Милане бренд "Сделано в Сибири" - это все равно что на Сахалине продавать бренд "Сделано в Пуэрто-Рико". Не зайдет. Бренд не должен становиться заложником географии. Лучше убрать региональную привязку чуть ниже в списке целей и приоритетов, а на первый план поставить качество, экологию, свободу творчества. Хорошая вещь любого бренда будет хорошо продаваться, если она сделана качественно и из качественных материалов. Это выделяет бренд на рынке, в том числе на российском. У нас очень мало брендов, которые уделяют внимание качеству изделий. При этом у них, как правило, очень дорогой и хороший визуал, социальные сети, реклама, привлечение топ-блогеров и так далее. Но что касается лекал, конструкции, материалов, качества пошива и сборки - тут провал, страдает всё. Я не говорю о том, что нужно совсем забросить идею региона в бренде, нет. Но в первую очередь нужно продвигать важные потребителю ценности. А это качество", - подчеркнул создатель бренда Brevno.
Еще один полезный совет владельцам сахалинского бренда "Корица" дал директор НОЦ "Сибирский центр дизайна" Томского государственного университета Виктор Клименко. Он указал на необходимость системного продвижения регионального модного продукта и грамотное позиционирование. А это касается не только внедрения географических акцентов и фишек местной культуры в дизайн условной футболки, но и тщательного планирования мест и способов продаж.
"Я приехал на Сахалин и обратил внимание, что здесь полностью отсутствует единый мерч - такие примитивные местные сувениры. Или их нет, или я их не нашел. И это плохо для Сахалина, а не для меня: здесь нет системных историй в городском дизайн-коде, нет доступности базовой культуры общепита. Я не смог найти место, где я могу взять кофе с собой, в девять часов вечера. Хотел какие-то открытки поискать с сахалинскими видами - их тоже нет. В киосках "Почты России" мне предложили какое-то старье 90-х годов выпуска, судя по стилю. Только в одной кофейне я нашел открытки ручной работы с авторскими рисунками. Чтобы что-то найти, надо знать места - это прикольный подход для квеста, но совершенно провальный для продвижения регионального бренда. Если я хочу отправить открытку, чтобы забрать и передать с собой кусочек Сахалина, мне нечего и негде взять. Почему в Исландии я могу в любой деревне купить кусочек вулкана, а на Сахалине не могу взять ракушку или брелок с логотипом Сахалина? Я советую создателям "Корицы" в этом направлении тоже подумать, чтобы у потенциальной аудитории их бренда не было трудностей с тем, чтобы найти эти прекрасные вещи. Подход "Нас и так все знают" не работает", - резюмировал Виктор Клименко.
Подводя итоги дискуссии, эксперты отметили: у Сахалина есть возможности для того, чтобы превратиться в регион, экспортирующий модный продукт. Этому способствует и поддержка креативных индустрий со стороны властей, и богатое поле для поиска идей и концепций, и полное отсутствие местной конкуренции, и перспективы сотрудничества с азиатским рынком ввиду географического положения. Однако для того, чтобы развиваться в этом направлении, островному региону нужно грамотное позиционирование и тщательно проработанная маркетинговая стратегия.