Турагентов вернули в реестр, но без договоров с туроператорами
Турагентства, исключенные из ЕФРТА из-за технического сбоя, вернулись в реестр. Однако теперь возникла другая проблема: в турфирмах рассказывают, что их договоры с туроператорами не подгрузились. Подробности написали в материале Profi.Travel.
«Пару дней назад я зашел в реестр и наконец нашел там себя. Но контракты с туроператорами не подгрузились. Получается, всех исключенных из ЕФРТ по ошибке восстановили, но теперь в графе «С кем работает» — пусто, — рассказал руководитель турагентства из сообщества Loyalty. — Уточнил у своих коллег, которых также ошибочно удалили из реестра — у всех та же самая ситуация, контрактов с операторами нет. Это значит, что официально мы не можем работать?».
«По закону полномочия агента, действительно, подтверждаются внесением туроператором соответствующей записи в реестре, самого договора недостаточно, — пояснил Profi.Travel вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. — Однако, я полагаю, что если вдруг возникнет спор с туристом, где придется подтверждать полномочия агента на реализацию турпродукта, то с учетом технического сбоя в реестре это можно доказывать договором или же подтверждением от министерства».
То есть, необходимо будет направлять официальный запрос в министерство с тем чтобы получить подтверждение и полномочий, и технического сбоя в реестре.
По его словам, в сложившейся ситуации остается только ждать, когда будут устранены технические проблемы реестра и восстановлены все его функции.
В АО НТТ Profi.Travel сообщили, что все данные вернутся, работы по восстановлению продолжаются. Об их окончании турагентов оповестят в телеграм-канале ЕФРТА.
Напомним, сложности возникли в середине февраля, именно тогда начались массовые исключения — из реестра было удалено более 5,5 тыс. турфирм. Позже по просьбе Минэкономразвития АО «Национальные туристические технологии» начали технические работы по устранению технического сбоя. «В рамках этих работ будет проведено полное восстановление доступа для всех турагентов, ошибочно исключенных из системы», — заявили в АО НТТ. При этом контракт на техническую поддержку и эксплуатацию ЕФРТА у организации закончился в 2024 году.
Сегодня, 24 февраля, Евросоюз объявил о новом пакете санкций. От SWIFT отключили еще 13 российских банков. Profi.Travel выяснил, повлияет ли расширение «черного» списка финорганизаций на расчеты российских туроператоров с зарубежными DMC, авиакомпаниями и отелями.
Среди банков, попавших под санкции, — «Уралсиб», Банк «Ак Барс», Примсоцбанк, ББР, «Точка», «Национальный резервный банк», «Росэксимбанк», «Синара», «РНКО Платежный конструктор», Петербургский расчетный центр, Кузнецкбизнесбанк, МБ Банк и «Кубань-кредит».
По словам экспертов, это не приведет к каким-либо проблемам с платежами у туроператоров, так как многие банки России уже давно под санкциями, а возможности перевода средств за рубеж — отработаны.
«Новые санкции ничего не изменят. Платежные агенты, с которыми сотрудничают туроператоры, выполняют свою работу за чуть большую комиссию, чем обычные банки. Всё уже устаканилось», — пояснила Profi.Travel директор по рекламе туроператора BSI Group Иветта Вердиян.
Как пояснили в компании, в сложившейся ситуации туроператоры делятся друг с другом опытом по проведению платежей за рубеж и помогают коллегам по отрасли решать возникающие проблемы.
Кроме того, по словам экспертов, например, турецкий DenizBank открыл отделение в Москве и теперь принимает рубли. «Райффайзенбанк» также принимает рубли от нескольких крупных туроператоров, с которыми сотрудничают другие туркомпании.
Что касается платежей в IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), то они идут через банки, на которые санкции не распространяются. Например, через «Альфа-банк», «Раффайзен» провести их невозможно, поэтому используются финогранизации, находящиеся, например, в третьей сотне.
На туристах, по мнению профессионалов отрасли, новый пакет санкций тоже никак не скажется. Многие карты UnionPay уже перестали работать — осенью прошлого года под санкции попал «Газпромбанк». Карты UnionPay «Россельхозбанка» (он находится под санкциями ЕС, но не попал под блокирующие санкции США) позволяют снимать деньги за рубежом, однако крайне нерегулярно, гарантий нет. Соответственно, большинство туристов едут или с наличными, или с «пластиком» иностранных банков.