«Библио-Глобус» не сможет взыскать с тунисской авиакомпании $6 млн в течение года
Туроператор «Библио-Глобус» подал иск к тунисской авиакомпании Express Airline на $6 млн еще 4 августа. Детали требований не раскрывались, но предположительно, речь идет о сорванных рейсах в Тунис. Заседание по этому делу было назначено на 24 сентября. Однако суд решил отложить его, поскольку нет уверенности, что тунисский перевозчик поставлен в известность о том, что должен присутствовать на рассмотрении дела.
Согласно материалам суда, представители «Библио-Глобуса» в назначенное время явились и даже представили доказательства того, что туроператор лично уведомил Express Airline о рассматриваемом деле. Однако от перевозчика никакого ответа не поступило, и суд перенес заседание, «учитывая необходимость извещения ответчика». Новая дата — 27 апреля 2026 года. При этом сразу же указана и «резервная дата», видимо, на тот случай, если семи месяцев для оповещения перевозчика не хватит, — 10 августа 2026 года. То есть через год после подачи «Библио-Глобусом» исковых требований.
При этом, если сравнить курс доллара на дату направления иска туроператора в суд и сегодня, то в рублевом эквиваленте сумма уже снизилась на 100 тыс. рублей. Впрочем, на рынке считают, что через год курс рубля вряд ли будет таким же сильным, как сегодня. В Сбербанке, например, полагают, что доллар еще до конца года будет стоит 90 руб. И причин для его дальнейшего укрепления в отрасли также не видят.
Однако сама невозможность получить свои средства и пустить их в оборот в течение такого долгого времени обесценивает их, подчеркивают эксперты. К тому же, пока нет никаких гарантий, что деньги в принципе удастся взыскать. Как комментировал Profi.Travel вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов ранее, перспективы сильно зависят от содержания договора, его условий в части форс-мажора, досрочного расторжения, штрафов. «Кроме того, получить судебное решение о взыскании — это не значит его исполнить, особенно если ответчик находится в юрисдикции другой страны», — подчеркивал юрист.
Напомним, «Библио-Глобус» объявил о полетной программе Express Airline в Тунис из Москвы и Санкт-Петербурга в феврале этого года. Старт программ был намечен на 26 апреля. Однако буквально за пару дней до этой даты рейсы Express Airline исчезли из системы бронирования туроператора. «Библио-Глобус» заявил, что в предоставлении услуг по перевозке в Энфиду отказала сама авиакомпания.
Руководители агентских сетей из России предупредили: если Турция осуществит декларируемые отельерами планы по отказу от «Все включено», она потеряет минимум половину российского турпотока. Такое мнение эксперты высказали на панельной сессии «Перспективы развития турецкого направления в России глазами турагентов: проблематика и будущее» в рамках туристической выставки ATF, которая состоялась в Анталье.
«Когда мы в очередной раз видим в турецкой прессе призывы отменить All inclusive, то понимаем, что это приведет к серьезной потере турпотока. Российские туристы приезжают в Турцию большими семьями именно ради «Все включено». И если турецкие курорты откажутся от этой концепции, немедленно произойдет переориентация на другие направления, где туристы смогут получить такой формат отдыха и заранее рассчитывать свои траты в отпуске», — заявил на сессии генеральный директор сети турагентств «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов.
Оценку в цифрах дал вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств», гендиректор сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян: «Турция потеряет от 50 до 70% российского турпотока, то есть 4-5 млн туристов выберут вместо нее страны, где есть эта система. Поэтому мой совет отельерам Турции — не уходить от «Все включено». Если вы переживаете, что очень много продуктов выбрасывается, что поддерживать такую концепцию необоснованно дорого, сделайте систему а la carte, откажитесь от шведского стола. Но уход от All inclusive был бы огромной ошибкой».
Он пояснил: такое решение приведет к необходимости нанять дополнительно как минимум еще 20% официантов. Однако, скорее всего, резкое сокращение расхода продуктов покроет эти затраты. По его словам, если знаменитые турецкие кёфте сами туристы кладут себе на тарелку по 4-6 штук, а потом половину не съедают, то официант принесет им две — это сэкономит не только продукты, но и труд поваров.
«К тому же переход от шведского стола к «Все включено» на а la carte резко повысит сервис. Обратите внимание: в таких ресторанах отелей никогда не бывает пустых столиков. Я приезжаю в Турцию в этом году уже в шестой раз и каждый раз испытываю трудности с тем, чтобы записаться в а la carte за деньги — нет мест. Это при том, что в среднем ужин на двоих там обходится в 80 €. Недавно я был в отеле ХО в Фетхие, записался и опоздал на 7 минут — все, столики разошлись. Это наглядно показывает, до какой степени у туристов востребован именно этот формат», — сказал Алексан Мкртчян.
Необходимо сбалансировать тот пакет услуг, которые сейчас входят в концепцию «Все включено, — продолжил эту мысль модератор сессии, директор Cosmos Theatre и Cosmos Moonlight Сами Йылмаз. «Отельерам нужно прекратить эту гонку: если мой сосед предложил такой набор услуг, то я сделаю еще больше. Тем более, что у самих туристов складывается ощущение, что они переплачивают за какие-то лишние, не нужные им опции», — отметил он.
Сергей Агафонов подтвердил: время гонки за бесконечным расширением списка оказываемых услуг прошло. Сегодня нужно концентрироваться на ключевых потребностях гостей, а все необязательные сервисы выводить отдельно, предлагая их за дополнительные деньги. Это также создаст отельерам возможности для получения прибыли и повышения конкурентоспособности.
