Первая карта в Библии появилась в 1525 году — историк Натан Макдональд

Первая карта в Библии появилась в 1525 году — историк Натан Макдональд
Игорь Буккер 03.12.2025 16:57 Первая карта в Библии появилась в 1525 году — историк Натан Макдональд

Пять веков назад, в 1525 году, вышла Библия, которая изменила не только историю религиозного книгоиздания, но и подход Европы к картам, пространству и священной географии. Издание Кристофера Фрошауэра, увидевшее свет в Цюрихе, стало первой Библией, снабжённой картой. Сегодня эта годовщина прошла почти незамеченной, но именно она положила начало традиции, которая навсегда изменила восприятие Священного Писания.

Фото: Generated by AI (DALL·E 3 by OpenAI) is licensed under Free for commercial use (OpenAI License) Винтажная карта

Этот первый картографический опыт, однако, был далёк от совершенства. Наоборот: он был поразительно ошибочным. Главная географическая карта Ветхого Завета оказалась повёрнутой по оси север–юг, в результате чего Средиземное море оказалось не на западе от Палестины, как в реальности, а на востоке. 

По мнению профессора кафедры толкования Ветхого Завета Кембриджского университета Натана Макдональда, подобная ошибка кажется невероятной с точки зрения современного картографа, но она стала красноречивым свидетельством: Европа первой трети XVI века имела весьма смутные представления о географии Ближнего Востока.

Карта Кранаха Старшего: между Ренессансом и средневековьем

Автором карты был знаменитый художник и гравёр эпохи Возрождения Лукас Кранах Старший. Он создал её примерно за десять лет до печати библейского издания. Карта написана на латыни и представляет собой попытку совместить священный ландшафт Палестины с визуальными традициями европейской картографии.

На изображении можно разглядеть Иерусалим, Вифлеем, хребты Синая и маршрут исхода из Египта. В центре композиции — путь израильтян, изображённых с шатрами и походными сценами. Но при этом сама Палестина выглядит скорее как европейская провинция: плотные ряды деревьев, обнесённые стенами города и неправильная, чрезмерно изрезанная береговая линия. Река Иордан изображена с резким изгибом к Мёртвому морю, что полностью расходится с реальностью.

Карта Кранаха стала отражением того факта, что европейцы знали о Святой земле куда меньше, чем о Франции или Испании. Она не была частью их повседневной географии — она была частью их воображения.

Возвращение Птолемея и новая мода на карты

XVI век стал моментом триумфального возвращения древнегреческой науки на европейскую сцену. С появлением печатных станков Европа заново открыла труды Птолемея — греко-римского географа II века. Его «Космография», воспроизведённая в десятках изданий, произвела революцию: европейцы увидели карты, построенные по принципу широты, долготы и геометрической сетки.

После этого издатели стремительно перешли от средневековых символических карт к «реалистичным». Стали появляться современные карты Франции, Испании, Скандинавии — с ориентацией на север, точными береговыми линиями и достоверным расположением городов.

Эти карты быстро вытеснили mappa mundi — «карты мира» средневековой традиции, которые показывали не столько географическую реальность, сколько богословскую картину мироздания. Самая известная из них — Херефордская карта мира (около 1300 года), где Иерусалим находится в центре земли, восток — наверху, а Британские острова — скромно смещены вниз.

Но была одна территория, которая не поддавалась модернизации: Палестина.

Святая земля как пространство воображения

В изданиях Птолемея неизменно присутствовала «современная карта Святой земли». Но современность эта была условной. По сути это была переработанная средневековая карта: восток наверху, запад внизу, расстояния измерялись не по координатам, а по клеточной сетке. На карте указывались древние города, многие из которых давно перестали существовать. Она демонстрировала Палестину не как часть Османской империи начала XVI века, а как идеализированное пространство религиозных традиций.

Фактически издатели продавали не географическую карту, а сакральную.

Карта Кранаха оказалась гибридом двух традиций:

птолемеевской научной географии; средневековой богословской символики.

Меридианы и параллели присутствуют, но ориентация наклонена. Изображение реалистично, но наполнено сценами из жизни древних евреев. Это была карта, созданная не для того, чтобы ориентироваться на местности, а для того, чтобы пройти глазами путь Израиля от рабства к земле обетованной.

Почему Европа не интересовалась реальной Палестиной

В XVI веке Палестина была частью Османской империи — политически закрытой и географически отдалённой от европейских путешественников. Европейцев интересовала не современная территория, а её сакральное прошлое. В их представлениях Святая земля была частью библейского мира, существующего вне времени.

Поэтому в Библиях изображались города, которые были важны две тысячи лет назад, но никак не отражали реальную географию XVI века. Они были частью духовного ландшафта, а не политического.

Двенадцать колен Израилевых и рождение картографических границ

Особенно важным был элемент карты, делящий Палестину на двенадцать племенных территорий. Это деление было не просто историческим описанием. Для христиан Европы оно символизировало преемственность: христианство как наследник Израиля, Новый Завет как продолжение Ветхого.

Но в эпоху раннего Нового времени линии на картах постепенно меняли смысл. Из символических они превращались в политические. Карты, насыщенные границами, стали инструментом оформления суверенных государств.

Таким образом, карта в Библии невольно придала религиозное оправдание новому миру, разделённому границами.

То, что раньше было знаком божественного завета, стало обозначением человеческой власти.

Стандартизация библейских карт и новая эпоха картографии

После издания Фрошауэра издатели Библий начали активно экспериментировать с картами. Но уже в конце XVI века сложился устойчивый набор из четырёх карт:

странствия израильтян; территории расселения племён Израиля; палестина времён Иисуса; миссионерские путешествия апостола Павла.

Это создало гармонию: две карты Ветхого Завета и две Нового, две карты путешествий и две карты Святой земли. Такой набор закрепил в сознании читателей идею единства истории от Моисея до апостолов.

На пересечении географии и богословия

Первая карта в Библии стала вехой не только в истории печати, но и в истории мировосприятия. Она превратила Священное Писание в своеобразный ренессансный атлас — но в то же время усилила христианское представление о духовном превосходстве над иудейскими традициями. Святая земля в сознании читателей стала не географической реальностью, а богословским пространством, выходящим за пределы современного мира.

Наследие ошибки

Иронично, но перевёрнутая карта Палестины стала началом нового этапа европейской картографии. Ошибка Кранаха показала, что Европа готова к картам, но ещё не готова к географической объективности. Она хотела видеть мир не таким, как он есть, а таким, каким он должен быть в свете библейской истории.

По сути, Европа читала карту, а не местность.

И в этом — главный урок: карта в Библии стала символом эпохи, когда границы между верой, воображением и наукой были размыты. Но именно эта размытость породила современное картографическое мышление и помогла сформировать политический ландшафт мира, в котором мы живём сегодня.

Темы палестина  

Правда.Ру Правда.Ру

17:05
18
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025