Часы, сделанные в Тульской области, уже более 200 лет бьются в сердце Рыльска
Часы, сделанные в Тульской области, уже более 200 лет бьются, как сердце Успенского собора в маленьком приграничном городке Рыльске. Не единожды попадали под огонь, но уцелели. Сегодня, в день часовщика расскажем о механизме с удивительной историей.
«Боже, царя храни» — мелодия колокольным звоном разливается над Рыльском уже 200 лет. Часы бьют на старой башне каждый час — наши солдаты бьют врага в нескольких километрах отсюда ежеминутно.
Красавец Успенский кафедральный собор, несмотря на многократные удары по Рыльску, выстоял. Год назад здесь выбило окна, пострадала крыша, а на минувшую Троицу прямо в колокольню прилетел вражеский дрон-зажигалка — чудом его отбросило в сторону. Старинные часы не пострадали — к радости настоятеля отца Александра и всех горожан.
Александр Харин, настоятель Успенского кафедрального собора г. Рыльска: «В таком малом городке, но древнем я слышу эту мелодию и всегда радуюсь. Напоминает о том, что время уходит. И мы не молодеем. Но с Божьей помощью радуемся, что когда-то было это с нами, через нас проходило».
Старинный механизм спрятан на вершине храма. Туда по узким винтовым лестницам нас ведёт Андрей Елизаренко. В прошлом звонарь Успенского собора, он уже 13 лет служит хранителем его часов.
Мастер приходит к часам каждые двое суток — как к старому другу. Вручную заводит механизм, смазывает детали, сверяет стрелки.
Часть механизма уступила место автоматике. Барабан из металла раньше отвечал за часовые удары. А деревянный, по сути, — музыкальная шкатулка. За мелодию колокольни. Дореволюционная музыкальная шкатулка не так давно уступила место электронному звонарю. Но главный элемент исправно работает до сих пор.
На ангренаже, теле механизма, — ремесленное клеймо его авторов. Тульские мастера Полутины — Илья и Алексей, 1816-й. Сердце Успенской часовой башни бьётся больше двухсот лет.
Часы смотрят по всем сторонам света — и чего только не видели за два века. У них можно поучиться многому, говорит мастер.
Андрей Елизаренко: «Достичь бы такого состояния, как эти часы. Спокойно, вне зависимости от того, что происходит. Это очень важно. Успокоиться. Посмотреть на себя изнутри. Связь имеется. Связь веков, связь поколений».
Колокольня для Андрея больше чем рабочее место — здесь он чувствует связь между мирами. Земным и небесным. Вне времени.
