Эксперт Банка России рассказал о новом способе защиты потребителей, введенном ЦБ
Каковы основные правила информирования клиентов банков об условиях вкладов?
– Банк России рекомендует банкам при размещении информации о вкладах на своих сайтах, в приложениях и других дистанционных каналах исключить визуальные приемы – такие, как различия в фоне, цвете и размере шрифта. Графические приемы и акцентирование внимания на более привлекательных для потребителя показателях (например, на доходности, эффективной ставке) могут ввести человека в заблуждение относительно условий вклада. Если банк указывает максимально возможную процентную ставку по вкладу, то рядом с этой информацией нужно перечислить условия, при которых клиент получит обещанную доходность и обозначить минимальную гарантированную ставку. А если у банка несколько видов вкладов с одинаковым названием, то минимальная гарантированная ставка должна быть рассчитана для каждого из них в отдельности. Также банкам советуют воздержаться от автоматического проставления отметок за клиента.
Как последние изменения в банковском законодательстве отразились на клиентах банков?
– В начале прошлого года вступил в силу закон, согласно которому российские банки обязаны информировать вкладчиков об окончании срока их вкладов. Теперь банк должен предупредить вкладчика не позднее чем за пять дней до того, как срок вклада закончится. Это поможет вовремя переоформить или закрыть вклад. Дело в том, что если не забрать свои деньги в срок, депозит может стать вкладом до востребования с минимальной ставкой. Объемы вкладов петербуржцев растут. На 1 марта они хранили в банках 4 триллиона 358 миллиардов рублей (без учета счетов эскроу), за год объем сбережений петербуржцев увеличился на четверть. В начале апреля максимальные ставки по рублевым вкладам в крупнейших по объему привлекаемых средств банках превышали 20% годовых.