Россиян хотят предупреждать о беспилотных авто
На российских дорогах могут появиться специальные знаки или разметка, сообщающие о возможном проезде беспилотных автомобилей. Этот вопрос, как стало известно «Парламентской газете», проработают при внесении в Госдуму законопроекта об использовании высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Сейчас беспилотные авто ездят в порядке эксперимента на очень ограниченной территории, тем не менее с момента их запуска произошло несколько десятков аварий с их участием. При этом у экспертов до сих пор нет четкого ответа, кто и как будет возмещать ущерб в случае ДТП с беспилотником.
Продолжение успешного экспериментаБольше ста тысяч поездок с общим пробегом в восемь миллионов километров совершили беспилотные автомобили в России с 2022 года, когда кабмин установил соответствующий экспериментальный правовой режим (ЭПР). В Минэкономразвития проект посчитали успешным и продлили его еще на три года — до 1 апреля 2028-го. Соответствующее постановление кабмина вступило в силу.
В одном из районов Москвы, на федеральной территории «Сириус» и в Иннополисе тестируют беспилотные такси — так называемые ВАТС 2-й категории, предполагающие автоматизированное управление без водителя в машине. При этом в салоне присутствует оператор, который наблюдает за работой техники.
Ранее в СМИ попала информация о количестве ДТП с участием беспилотных авто. Их зафиксировали 36, 26 из которых произошли, когда машины находились в автоматизированном режиме управления, то есть водитель вмешивался в процесс только в случае необходимости. Еще 10 аварий случились, когда испытатель управлял автомобилем в ручном режиме. Два ДТП произошли по вине беспилотника, остальные — по вине другого участника.
ВАТС заметнее всех© Чингаев Ярослав/Агентство «Москва»
По условиям ЭПР, беспилотные автомобили должны выделяться среди другого транспорта установленным на заднем стекле или крышке задней двери специальным знаком «Автономное управление» в виде равностороннего треугольника белого цвета, в который вписана буква «А» черного цвета. А также специальными маркировками, нанесенными на заднем боковом стекле. При этом требований к оснащению дорог информационными знаками не предъявлено.
В компании «Яндекс», чьи автономные такси участвуют в эксперименте, «Парламентской газете» сообщили, что их машины полностью соответствуют требованиям и точно будут заметны другим участникам дорожного движения.
«Для роботакси и автономных грузовиков мы используем фирменную ливрею и специальный стикер, что отличает автомобили», — говорится в ответе на запрос редакции.
Что касается дорожных знаков, сообщающих о движении беспилотных авто, то этот вопрос рассмотрят при разработке законопроекта об использовании в России ВАТС, отметили в Госкомпании «Автодор», которая обслуживает дороги, где в том числе катаются машины без водителя. Документ должен прийти на смену ЭПР и установить постоянно действующие нормы.
Безопасность проезда ВАТС обеспечивает современная автоматизированная система управления дорожным движением — это ключевой элемент инфраструктуры скоростных трасс, сообщили нашему изданию в «Автодоре». Дополнительно безопасность сейчас обеспечивает оператор, который находится внутри машины, добавили там.
Кто ж его посадит?© Чингаев Ярослав/Агентство «Москва»
После перехода от экспериментального к постоянному правовому регулированию оператора в салоне не будет, а значит, могут потребоваться дополнительные усилия по обеспечению безопасности. В том числе информирование участников движения о передвижении по трассе ВАТС. Речь может идти о специальных дорожных знаках или разметке. Об этом «Парламентской газете» сказал член Комитета Госдумы по транспорту Сергей Еремин.
Правила применения дорожных знаков и разметки, их описание и назначение утверждает Росстандарт. Обновленный ГОСТ начнет действовать с 2026 года. Но если появляется новый, ранее не существовавший знак, потребуется внести изменения в Правила дорожного движения. Это, в свою очередь, прерогатива кабмина.
«Эволюция информирования будет развиваться по мере увеличения количества беспилотного транспорта на дорогах, — уверен он. — Мы уже сегодня должны готовиться, что и дорог, по которым ездят ВАТС, будет больше, и такой техники тоже. Ведь помимо такси, у нас уже есть беспилотные грузовики и трамваи».
Вопрос дорожной безопасности является главным вне зависимости от количество беспилотников на дорогах, поэтому важно не только предусмотреть информирование водителей на дорогах, но и решить вопрос с ответственностью при ДТП. Об этом нашему изданию сказал член Общественной палаты РФ Александр Холодов. В рамках эксперимента ВАТС застрахованы компанией, заинтересованной в их тестировании и внедрении. Но что будет, когда владельцев беспилотных авто будет множество?
«Вопрос ответственности за ущерб от ДТП — один из главных, он нуждается в серьезной проработке, — сказал Холодов. — Если с Гражданским кодексом все более-менее понятно — отвечает владелец источника повышенной опасности, то что делать в случае тяжкого вреда или гибели человека, когда наступает уголовная ответственность, пока неясно».
Члены Общественного совета при Минюсте на одном из заседаний обсуждали возможное введение уголовной ответственности для юрлиц, рассказал входящий в состав этого совета Александр Холодов. Это, по его словам, важно не только в контексте беспилотников, но и в связи с другими темами. Поэтому вопрос будут прорабатывать и в дальнейшем, заключил член ОП.