С уважением к традициям и памяти: как в Юсуповском дворце отмечают 100-летие Дома учителя
Для многих поколений ленинградцев — это место связано со множеством приятных личных воспоминаний: как ходили на лекции, в школьные годы занимались во множестве кружков, посещали концерты. Дом учителя открывал таланты, дорогу в профессию. И подарил стране немало знаменитых имён.
Судьба музейного хранителя, говорит Валентина Набок, ей была предначертана. Пока ровесники мечтали стать космонавтами, планеты и галактики она открывала в живописи. Все детство над письменным столом висел портрет Феликса Юсупова, но знакомство с его домом произошло позже.
«Дворец возвращался ко мне несколько раз в разных своих вариантах, первый раз я была здесь, в театре, меня пригласили мои подросшие племянники, играли здесь школьную пьесу», — рассказала хранитель Юсуповского дворца Валентина Набок.
На сцене, где пела Полина Виардо и играл Ференц Лист, теперь ставили этюды пионеры. Драмкружок в роскошных декорациях был едва ли не самым популярным в Ленинграде. Будущих артистов учил Матвей Дубровин, музыкантов — виртуозный дирижер Станислав Горковенко. И сколько еще блистательных имен подарили миру эти любительские подмостки.
«Здесь в свое время занимался Сергей Соловьев, а потом стал знаменитым режиссером. В свое время дал начало ТЮДу замечательный Фильштинский, а потом это семя, это зерно, проросло во многих театрах», — отметил хранитель Юсуповского дворца Валентина Набок.
Как на сохранившихся кадрах хроники — в преддверии Дня учителя дворец погрузился в советскую эпоху. Тогда было открыто больше 60 кружков, творческих и спортивных. Дети занимались ботаникой и механикой, играли в бильярд и шахматы, учили английский и оттачивали мастерство в фотографии. Балерины крутили пируэты, акробаты тренировали прыжки и поддержки — с осторожностью, чтобы чемпионский азарт не повредил имперское искусство.
«У нас были определенные указы, по которым нельзя было сильно сотрясать полы. Такая формулировка была. Поэтому занятия в основном проводились в парадном дворе, на улице, в каких-то помещениях, где это действительно можно было делать», — рассказала руководитель проекта «100 лет Дворцу культуры работников просвещения» Елизавета Рогинская.
Домом учителя Юсуповский дворец стал ровно 100 лет назад — и это, отмечают здесь, большое счастье. Сюда вернулась интеллигенция — на семинары приезжали педагоги со всей страны. Они, как никто другой, понимали ценность памятника архитектуры.
«Волшебным образом сохранились эти штофы, настенные шелка, они не были вывезены, сохранились с середины XIX века», — отметила главный хранитель Юсуповского дворца Нино Вахания.
Хрупкий материал не уничтожил даже хаос революции. Cоздали Комиссию по описи имущества, огромную коллекцию картин передали в Эрмитаж и Пушкинский музей. Но на рынках Петрограда внезапно появились фарфоровые тарелки, бесценные канделябры и личные вещи князя.
«Комиссию создали, а охраны не было, и спустя какое-то время организовалась охрана дворца, где было запрещено выносить что-то из дворца. Но тем не менее, выносилось! Потому что, например, серебряная табакерка, она вот лежит, положил в карман», — рассказала главный хранитель Юсуповского дворца Нино Вахания.
Куда большим испытанием стала Великая Отечественная война — снаряды разрушили Зеленую гостиную, попали в театральные колосники. Военное командование в Москве распорядилось — ликвидировать бомбу на месте, чтобы не допустить жертв. Но ленинградцы нарушили приказ, интерьеры удалось спасти.
В годы войны в парадной анфиладе развернули госпиталь, прямо здесь стояли койки. Отопления не было, буржуйки встроили в камины. Копоть оседала на стенах, белая лепнина и золотые плафоны стали черными. Позже началась реставрация. Со всего Ленинграда привозили белый хлеб — им очищали элементы отделки, выпечка лучше всего вытягивала сажу.
И это — в голодном, разрушенном, только оправившемся от блокады городе. Сейчас о том времени не напоминает ничего — дворец полностью восстановили. Он любим не только туристами, но и кинематографистами — Сергей Мигицко в роли Андерсена смущался и забывал текст именно на сцене «домашнего» театра. О режиссере Эльдаре Рязанове, точно о самом Юсупове, здесь до сих пор ходят легенды.
«Более порядочной, более собранной, слушающейся своего генерала армии кинематографической мне с той поры не встречалось. То есть он держал такими тайными методами, которые я подсматривала внимательно. Что же он такое делает, только бровью повел, а все сразу делают», — рассказала хранитель Юсуповского дворца Валентина Набок.
В юбилейный год праздники устраивают каждый месяц — интерактивные экскурсии, выставки, концерты и спектакли, кажется, совсем не нуждаются в рекламе. Ежедневно здесь сотни посетителей.
«Мы так храним дух того, что было до нас, и наверное, это все привлекает людей. Мы очень востребованы, но тем не менее мы очень развиваемся. Наша задача — работа с молодежью, мы делаем специальные программы, театральные программы очень интересные», — подчеркнула директор Юсуповского дворца Нина Кукурузова.
У хранителей есть привычка — о Юсуповском дворце они говорят как о человеке. Своенравном, строгом и пылком. Менялись эпохи и владельцы, но по-настоящему в свои стены он принимал немногих. Дом учителя же продолжает традиции просвещения, культуры и открытий — вот уже второй век.
