Турагенты скупают страховки от задержек рейсов
С того момента, как в российских аэропортах начались существенные задержки и отмены рейсов из-за плана «Ковер», резко вырос спрос на страховку от невыезда. И не только со стороны туристов, но и со стороны профессионалов турбизнеса — турагентов. О таком тренде рассказала замгенерального директора туроператора «ПАКС» Любовь Чучмаева в эфире открытия онлайн-выставки OTM:Winter 25/26.
Она уточнила, что ее компания стала предлагать страховку от невыезда, которая включала в себя задержки рейсов, пропуск стыковок и т. д., еще осенью прошлого года. Но взрывного интереса к этому продукту не зафиксировала. Однако после того, как работу российских аэропортов начали ограничивать из-за беспилотников, а рейсы — массово задерживать от 2 до 10 и более часов, спрос на страховку, покрывающую и такие риски, как план «Ковер», резко вырос. Покупать ее стали и туристы, и сами участники туристического рынка.
«Мы обратили на это внимание благодаря рекламным турам: большое количество турагентов сразу обращаются за такой страховкой, потому что хорошо знают от своих клиентов, что такое план „Ковер“. Приобретают ее представители отрасли и когда летят куда-то в личных целях», — рассказала эксперт.
По мнению экспертов, этот тренд будет только набирать обороты и, вполне возможно, от профессионалов турбизнеса распространится и на конечных покупателей, которые начнут прислушиваться к советам своих агентов.
Директор филиала страховой компании ЕВРОИНС «Туристическое страхование» Юлия Алчеева подтвердила, что спрос на такой продукт вырос, уточнив, что в ее компании это дополнительная опция полиса выезжающих за рубеж, а не страховки от невыезда.
«В целом, по наблюдениям, страховщики идут в сторону того, чтобы активнее продвигать и расширять эти программы. Варианты могут быть разными, например, такие полисы можно предлагать в купе с другими рисками пассажиров/туристов на этапе перевозки или всей поездки», — пояснила она. Тем более, добавила страховщик, к сожалению, план «Ковер» встречается периодически. Увеличилась ли стоимость таких полисов, эксперт сказать не смогла, так как страховщики включают эти риски в разных комбинациях.
Стоит добавить, что не все СК считают страховым случаем задержку или отмену чартерного рейса, нередко речь идет только о регулярных вылетах. Этот момент следует уточнить при покупке полиса.
Туроператоры просят разрешить им в кризисных ситуациях выплачивать деньги туристам из фондов персональной ответственности (ФПО). А также покрывать ими дополнительные расходы компаний. Повод для обращения к властям — потери из-за конфликта на Ближнем Востоке и операции «Ковер» в России.
С инициативой выступил Владимир Рубцов, глава комитета по выездному туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) и генеральный директор туроператора Fun&Sun. В письме председателю комитета Государственной Думы по туризму и туристической инфраструктуре Сангаджи Тарбаеву, которое цитирует пресс-служба РСТ, эксперт отметил: действующий механизм делает фонд фактически «замороженным», тогда как отрасли требуется гибкий инструмент.
Недавние события, по словам Рубцова, показали уязвимость отрасли: перебои в авиасообщении вынудили туроператоров за свой счёт покрывать значительные расходы — от продления проживания туристов в отелях до покупки им новых авиабилетов.
«Туроператоры продолжают выполнять свои обязательства перед туристами, минимизируя негативные последствия для них за свой счет. С учетом вышесказанного предлагаю рассмотреть внесение изменений в федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ „Об основах туристской деятельности в РФ“ в части расширения возможности использования денежных средств фондов персональной ответственности туроператоров (ФПО), которые на данный момент размещаются на счетах ассоциации „Турпомощь“ без активного использования», — говорится в письме.
Среди предложений — направлять средства ФПО не только на компенсацию ущерба туристам, но и на оплату депозитов авиакомпаниям и отелям, инвестиции в развитие гостиничной инфраструктуры, повышение качества обслуживания и безопасности, поддержку внутреннего и социального туризма.
Кроме того, Рубцов предлагает разрешить туроператорам использовать до 50% фонда при превышении его максимального размера и отсутствии выплат туристам в текущем году, с условием последующего восстановления объема. «Указанные средства могут быть направлены на покрытие дополнительных расходов, понесенных туроператорами, а также на возмещение реального ущерба, причиненного туристам в результате воздействия внешних факторов, связанных с обострением международной обстановки», — уточняется в документе.
Позицию поддержал вице-президент РСТ, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. «Совершенно понятно, что сам механизм фонда персональной ответственности требует реформирования, потому что в нём мёртвым грузом лежат огромные средства туроператоров, которые они могли бы использовать на решение актуальных проблем», — отметил он. Юрист напомнил, что сегодня законом предусмотрено лишь одно основание для использования ФПО — банкротство или прекращение деятельности туроператора при недостаточности страхового покрытия. Исключение ранее делалось только во время пандемии.
Ранее Profi.Travel сообщал о том, что туроператоры уже обращались к властям с просьбой разрешить им использовать средства из ФПО на развитие компаний. Однако это предложение так и не было поддержано.
Причиной обращения стал коллапс авиасообщения на Ближнем Востоке в июне 2025 года. Тысячи российских туристов оказались в сложной ситуации из-за отмен и задержек рейсов, а туроператоры вынуждены были за свой счёт продлевать размещение в отелях, покупать новые авиабилеты и организовывать трансферы. Эти меры обернулись для компаний многомиллионными убытками и показали необходимость пересмотра механизма ФПО.
Согласно действующему законодательству, туроператоры ежегодно перечисляют в фонд персональной ответственности 1% от оборота за предыдущий год. У крупнейших игроков объём фондов достигает 300–1500 млн рублей.