Выдающийся русский правовед А.Ф. Кони и ораторское искусство юриста
С древних времен искусство красноречия занимало почетное место в культуре, наравне с другими видами творчества. Умение убеждать и вдохновлять слушателей всегда считалось даром, достойным уважения. Особенно выделяется мастерство судебной речи, где от слов зависит судьба человека и торжество справедливости. В таких условиях роль оратора становится поистине колоссальной.
Российские правоведы — адвокаты, прокуроры и судьи — создали выдающиеся примеры судебных выступлений, которые до сих пор служат источником вдохновения и знаний для новых поколений. Одним из ярчайших отечественных юристов-ораторов XIX века был адвокат Анатолий Федорович Кони, вошедший в историю как выдающийся юрист, государственный и общественный деятель, литератор. Свой опыт ораторского мастерства он старался передать новому поколению отечественных правоведов. РАПСИ рассказывает об уникальных советах выдающегося юриста своим коллегам.
Прежде всего стоит напомнить, что выходец из образованной семьи, А. Ф. Кони много и успешно учился, завершив гимназический курс с семью наградными листами, и в мае 1861 года, после вступительных испытаний, поступил на математическое отделение столичного университета. Во время экзамена по тригонометрии его мастерские ответы на каверзные вопросы, выходившие за рамки обязательной программы, настолько поразили экзаменатора — академика О. И. Сомова, что он, по некоторым воспоминаниям, готов был чуть ли не «на руках» отнести абитуриента к ректору. Увы, в декабре того же года университет закрыли на неопределенный срок из-за студенческих беспорядков и протестов. А Кони отправился в Москву и сразу записался на второй курс Московского университета, избрав уже не математический, а юридический путь.
По окончании учебы он поступил на юридическую службу в Главном штабе Военного ведомства, но, ощущая неодолимую тягу к судебной деятельности, в апреле 1866 года перешел в Санкт-Петербургскую судебную палату на пост помощника секретаря уголовного департамента, а в дальнейшем занимал различные должности в разных городах. В северную столицу А. Ф. Кони вернулся спустя шесть лет, в 1871 году, уже в качестве прокурора Санкт-Петербургского окружного суда.
На этом посту он плодотворно трудился свыше четырех лет, руководя расследованием наиболее запутанных криминальных дел и выступая с обвинительными речами в судебных заседаниях. Именно в эти годы А. Ф. Кони снискал славу выдающегося судебного ритора, его обвинительные выступления публиковались в прессе и обширно цитировались. В 1902 году А. Ф. Кони был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Для воспитания нового поколения российских судебных ораторов А. Ф. Кони подготовил уникальный труд — «Советы лекторам», и сегодня не потерявшие актуальность. Прежде всего, выдающийся юрист предлагает обратить внимание на тщательную подготовку к лекции: необходимо собрать интересное и важное, относящееся к теме — прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. «Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух», — пишет Кони.
Интересно, что внешний вид юриста он выделяет особо, отмечая, что следует одеться просто и прилично.
«В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это — важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой», — пишет он.
Кони точно подмечает, что начинающему лектору очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, «что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту».
«Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать», — советует выдающийся адвокат.
Кони предлагает начинать речь с обращения: «Товарищи» и менять ее тон — повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы, и даже отдельные слова.
«Говоришь о Толстом, — и первая фраза об его «уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие момента в жизни нашего великого писателя».
Кони отмечает, что жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно.
«Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают», — пишет он в своих советах.
Во многих современных кинофильмах адвокаты расхаживают по сцене. Кони советует ровно наоборот — не расхаживать, не делать однообразных движений, например покачиваний с ноги на ногу, не приседать и т. п.
«Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор».
По словам Кони, лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком.
«От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие причины не должны на него действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребенка, лай случайно забравшейся собаки). Лектор должен делать свое дело. Указанные мелочи (их можно насчитать с десяток), между которыми есть и действующие на самолюбие, с практикой, психически не будут оказывать влияния, к ним лектор привыкает».
Кони советовал избегать шаблона речи, который особенно опасен в начале и в конце.
Публика подмечает все, писал он, и шаблон может стать поводом к неожиданной выходке. Не стоит также применять одних и тех же выражений на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить одинаковых слов ближе, чем на 200 строк. Форма речи должна быть простой, понятной. Иностранные слова следует тотчас объяснять кратко. Лучше действует простое наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет.
Лирика допустима, но ее должно быть мало, и она должна быть искренней. Чтобы «трогательное» действительно трогало сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно — получается контрастный фон: черные линии на белом выступают резко.
Чтобы лекция имела успех, надо завоевать внимание слушателей и удержать его до конца речи. Внимание возбуждается простым, интересным и близким к тому, что переживал каждый. Первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны. Удержать внимание можно краткостью, быстрым движением речи и краткими освежающими отступлениями.
Краткость — это отсутствие всего лишнего, водянистого и засоряющего. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить все то, что не есть лицо. Речь должна быть экономной, упругой. Краткость — сестра таланта. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много. Тогда речь исполнит завет Майкова: «словам тесно, а мыслям просторно».
Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям. Краткие освежающие отступления нужны в большой речи, когда внимание слушателей могло утомиться. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и стоять в связи с содержанием.
Конец речи должен закруглить ее, связать с началом. Конец — разрешение всей речи, как в музыке последний аккорд. Конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего.
Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья — из второй, или чтобы был естественный переход от одного к другому. Естественное течение мысли доставляет глубокое эстетическое наслаждение.
«Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…», — завершает свои «Советы лекторам» выдающийся российский юрист.
Андрей Кирхин
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены