Когнитивные искажения: эффект прожектора и эффект прозрачности
Мозг постоянно устраивает для нас ловушки. А они, тем временем, серьезно влияют на наше мироощущение. Одна из таких — эффект прожектора. Это когнитивное искажение, при котором люди думают, что окружающие заинтересованы в них больше, чем есть на самом деле.
Как проявляется эффект прожектора.
Представьте, что вы пришли на работу в новой яркой рубашке и уверены, что все вокруг только и делают, что обсуждают ваш наряд. На самом деле, большинство коллег скорее всего даже не обратили на вашу одежду внимания, погруженные в свои дела. Это и есть эффект прожектора — склонность переоценивать, насколько наши действия и внешний вид заметны для окружающих. Причем ипостаси здесь может быть две: либо человек уверен, что он неотразим, либо что все вокруг смеются, какой он нелепый.
Опыт на эту тему проводил профессор Корнеллского университета Томас Гилович, который и ввел термин «эффект прожектора». Суть была в следующем: студентов попросили прийти на лекцию в футболках с изображением певца Барри Манилоу. Участники были уверены, что все обратят внимание на их необычную одежду, но в реальности большинство даже не заметили этого флешмоба.
Часто эффект прожектора проявляется, если мы делаем что-то в одиночестве. Другим людям по большей части не важно, почему мы пришли одни в кино, но когнитивное искажение заставляет нас думать, что это значимо для окружающих и выглядит странно.
Почему появляется эффект прожектора.
Как и 90% психологических проблем, эффект прожектора родом из детства. Простой пример: мама, пытаясь оградить ребенка от опасности, пристально наблюдает за ним на площадке и часто делает замечания по поводу его поведения. Так же тщательно она следит и за его достижениями, и обязательно хвалит за каждое из них. И в том, и в этом случае, если перестараться, эффект будет один: мысль о том, что мама замечает все, ребенок на подкорке мозга пронесет через всю жизнь.
Эффект прозрачности.
Тесно с эффектом прожектора связано еще одно когнитивное искажение — эффект прозрачности. Представьте, что вы выступаете перед аудиторией и сильно переживаете. Кажется, что все видят вашу неуверенность и замечают дрожь в голосе. По факту же большинство о вашем волнении даже не догадываются. Так вот, эффект прозрачности — это склонность думать, что наши внутренние переживания очевидны для окружающих.
Как справляться.
Оба искажения связаны с нашим эгоцентризмом — естественной склонностью воспринимать мир через призму собственного опыта. Мы настолько сосредоточены на себе, что считаем, будто и другие уделяют нам столько же внимания. Есть несколько техник, которые помогут справиться с эффектами прожектора и прозрачности.
Попробуйте дистанцироваться от себя и понаблюдать как бы глазами других людей. Сильно ли вас беспокоит внешность случайного прохожего? Вряд ли. Так вы поймете, что страх вызван переоценкой собственной значимости в глазах других людей.
Есть и другое упражнение. Каждый раз, когда вы начинаете беспокоиться, задайте себе вопрос: что самое худшее может со мной случиться? Если вы продумаете негативный сценарий развития событий до конца, тревога постепенно уйдет, а последствия уже не покажутся катастрофичными.
Ну и самый простой способ — попросить обратную связь. Если беспокоитесь, что люди обращают внимание на ваши недостатки, попросите высказать свое мнение тех, кому доверяете. Это поможет понять, что вы, вероятнее всего, переоцениваете значимость своих комплексов для окружающих.