Политическая реформа 1980-х годов

Политическая реформа 1980-х годов

О том, как в Советском Союзе появились демократические выборы в органы власти, рассказывает в сто сорок пятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.

На первых этапах проведения политики «перестройки» были сделаны некоторые осторожные шаги по реформированию социалистической системы в СССР. 

В это время никто и не помышлял о ликвидации советской модели социализма. Считалось, что потенциал системы был еще далеко не исчерпан, только она-де была искажена и деформирована во времена правления Иосифа Сталина, а потому стоило восстановить ее первоначальный облик, задуманный Владимиром Лениным, и все ее недостатки будут устранены. 

Действительно, ведь Ленин – создатель новой экономической политики, начатой в 1921 году, в которой сочеталось пять социально-экономических укладов, включая частные предприятия, иностранные концессии и мелкотоварное производство. И результатом нэпа было «русское чудо» — быстрое восстановление предельно разрушенной войнами экономики России. 

Ленин умер во времена расцвета нэпа, и никому не известно, каким он видел будущее, но феноменальный успех его новой экономической политики был бесспорен. Именно нэпманы, т. е. капиталисты, а также крестьяне — мелкая буржуазия — за короткое время полностью восстановили народное хозяйство страны и создали экономическую базу для строительства административно-командного социализма.

Представляется, что Михаил Горбачев предполагал использовать опыт Ленина и внедрить рыночные элементы в экономику страны в виде уклада. Он и его сторонники были приверженцами теории конвергенции, которая предлагала каждому государству взять всё хорошее и эффективное и от капитализма, и от социализма. © РИА Новости. , Юрий Абрамочкин

Однако начатые преобразования натолкнулись на консерватизм системы и ее носителей в руководстве государством и экономикой. Подтвердилось давно известное положение: сложившаяся система сама себя не реформирует, она упорно борется за продолжение своего существования. Включились, как говорил Горбачев, «механизмы торможения». 

И тогда Горбачев приходит к мысли о том, что запланированное «ускорение» и интенсификация производства невозможны без серьезных политических преобразований. Генсек стал считать необходимым разбудить «творческую энергию масс», возродить «народное самоуправление» и создать тем самым политическую силу за пределами системы и опереться на эту силу в своих реформах. 

В известной мере такая сила уже стала проявлять себя: в обществе возникла небывалая тяга к самоорганизации, к социальной активности, стали появляться ячейки «гражданского общества». В обществе царила эйфория, сменившая общественную апатию 1980-х годов, и надежда на прогрессивные преобразования. 

Эта сила была еще не оформлена: такие стихийно возникшие общественные организации так и называли тогда «неформалами». Дело в том, что оформить и зарегистрировать их было пока невозможно из-за отсутствия государственной регламентации этого нового явления. Таким образом, эти организации были как бы «вне закона», но их деятельность не запрещалась и не ограничивалась властями.

Один из лозунгов того времени, обращенный ко всем, звучал так: «Перестройку начни с себя». Для простого человека это был призыв проявлять гражданскую активность и начать принимать участие в общественной и политической жизни. 

И партия так и поступила: начала с себя. Очень по-новому протекал процесс подготовки и сам ход XIX конференции КПСС. Необычным был уже давно забытый формат мероприятия: последняя XVIII партконференция проходила в феврале 1941 года. А обстановка на XIX-ой походила на атмосферу съездов и конференций 1920-х годов, когда еще существовала внутрипартийная демократия и форумы партии превращались в бурные принципиальные дискуссии. 

Конференция была собрана с целью обсуждения планов политических реформ в государстве и вопросов отделения партийных органов от советских. Впервые за многие десятилетия с трибуны звучали явно самостоятельно приготовленные выступления с критикой местных и высших партийных органов. И это прямо транслировалось по телевидению. 

Предложение Горбачева о проведении в стране глубокой политической реформы было принято конференцией. Этим решением вводились альтернативные выборы в Советы всех выборов. Выдвинуться кандидатом на таких выборах имел право каждый желающий. 

Восстанавливалась также (по образцу Конституции РСФСР 1918 года) двухуровневая система представительных органов. Избиратели выбирали делегатов Съезда народных депутатов, а затем съезд избирал из своего состава Верховный совет.

1 декабря 1988 года после всенародного обсуждения был принят новый закон СССР «О выборах народных депутатов СССР». Были также внесены и необходимые изменения в три главы Конституции СССР 1977 года, касающиеся избирательной системы и связанные с учреждением нового органа власти — Съезда народных депутатов.

Выборы были объявлены свободными, всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании, т. е. были соблюдены все демократические и правовые нормы. Однако Коммунистическая партия все же решила подстраховаться и сохранить свое ведущее место в новых органах власти. 

Согласно закону, две трети народных депутатов СССР — 1500 человек — избиралось населением в избирательных округах. А одна треть — 750 человек — говорилось в законе, «избирается от общественных организаций — Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, кооперативных организаций, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, объединений женщин, ветеранов войны и труда, научных работников, творческих союзов и других организаций, созданных в установленном законом порядке и имеющих общесоюзные органы. Выборы народных депутатов от общественных организаций проводятся на их съездах, конференциях либо пленумах их общесоюзных органов». Конкретно «депутации» от общественных организаций состояли из 100 человек от КПСС, 100 человек от профсоюзов и по 75 от комсомола и других организаций.

Такое отступление от принципа прямых выборов, как оказалось, было для правящей партии не излишней мерой. На прямых выборах провалились 35 секретарей обкомов, включая лидеров Ленинградской областной и городской организации КПСС. В Москве первый секретарь горкома не рискнул выдвигаться на прямых выборах и вошел в «партийную сотню» от КПСС, а второй секретарь провалился, получив 13% голосов избирателей.

В большинстве мест из 750 территориальных и 750 национально-территориальных округов выборы прошли на альтернативной основе. В среднем на одно место было выдвинуто по 5 кандидатов. Но в 400 округах альтернатив в бюллетенях не было: «номенклатура» сделала всё, чтобы никто не выступил конкурентом их выдвиженцам.

26 марта 1989 года в СССР состоялись первые демократические выборы в органы власти. Образованный новый орган власти — Съезд народных депутатов — обладал верховной властью и имел право решить любой вопрос в государстве. Если же его решение расходилось с положениями Конституции, то съезд мог квалифицированным большинством внести поправки и изменения в нее.

Продолжение читайте на сайте 9 сентября

 

РАПСИ РАПСИ

14:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025