Стена группы

Загрузка...
17 часов назад
#
Продолжаем #кризискадров

В первой части цикла я диагностировал проблему: экономике для роста нужны кадры, которых катастрофически не хватает. Логично предположить, что государство и бизнес должны объединить усилия для решения этого вопроса. И они действительно пытаются. Проблема в том, что многие из предпринимаемых мер не просто неэффективны, а скорее усугубляют ситуацию. Создавая новые дисбалансы и подкрепляя старые иллюзии.

В 2019 году стартовал национальный проект «Демография» с федеральным проектом по содействию занятости и переобучению граждан. По планам к 2024 году должны были переобучить до 3,5 млн человек. Цифры отчётности впечатляют: сотни тысяч прошедших курсы, десятки «новых компетенций», высокий процент трудоустройства. К середине 2023 года отчитались примерно о 1,7 млн участников.
Но давайте посмотрим внимательнее. Курс «Основы программирования» длительностью 3 месяца там засчитывается как подготовка IT-специалиста. Двухнедельный интенсив «Управление проектами» создаёт типа «квалифицированного менеджера». Онлайн-программа «Цифровой маркетинг» за 72 часа выпускает «специалиста по продвижению».

Это примерно как лечить сложный перелом пластырем. Да, что-то заклеили, отчитались о медицинской помощи, но кость-то не срослась. Реальная подготовка инженера-технолога занимает 4-5 лет базового образования плюс 2-3 года практики под руководством наставника. Квалифицированный токарь учится не меньше 2лет в училище и ещё столько же набирает опыт на производстве. Но признать это всё — значит признать, что быстрого решения нет. Куда проще показать «бурную деятельность» и отчеты по очередной волне трёхмесячных курсов.

Результат всей это заплаточной политики предсказуем. По данным SuperJob и независимых опросов, лишь около 15–20% прошедших краткосрочную переподготовку реально меняют профессию. Остальные либо возвращаются к прежней работе, либо используют новый диплом для галочки в резюме.

Отдельного внимания заслуживает феномен поголовного ухода в программирование. Святое айти. Каждый второй курс переподготовки — это «быстрый вход в айти», «стать программистом с нуля», «Python для начинающих». Логика понятна: высокие зарплаты, возможность удалённой работы, престиж.

Вот только математика не работает. По данным «Хабр Карьеры», средняя зарплата junior-разработчика в регионах: 60–70 тысяч рублей. При этом на одну вакансию джуна приходится около 40-50 откликов. Для сравнения: на позицию middle-разработчика конкуренция всего 8 человек на место, а зарплата в 2,5 раза выше. В 2024-2025 годах приток новых джунов рос заметно быстрее, чем число вакансий начального уровня.

Почему так? Потому что превращение джуна в мидла требует не просто времени, а реального опыта работы над проектами. А проектов, готовых брать неопытных джунов, катастрофически мало. Компаниям нужны те, кто может сразу включиться в работу, а не те, кого нужно доучивать.

В итоге, в 2025 году мы получили армию «программистов», которые освоили базовый синтаксис Python, но не могут написать работающее приложение. Они не стали программистами для экономики, но и прежнюю квалификацию потеряли. Вместо того чтобы развиваться в своей области (будь то медицина, инженерия или педагогика), люди потратили годы на попытки пробиться в перенасыщенный рынок джунов.

Ещё один проблема, что пока все ломятся в святое айти, реальный сектор реальной экономики РФ задыхается от нехватки цифровых специалистов. Ее «разработчиков всего», а инженеров по промышленной автоматизации, наладчиков ЧПУ, программистов контроллеров, CAD/CAM. Почему? А там нужны и понимание технологических процессов, и программирование. И хоть зарплаты сопоставимы с разработкой, но курсов в эту сторону почти нет. Не модное.

Еще одна проблема — это фетишизация формального образования при полном игнорировании его качества. Минобрнауки, привет! У нас 80% выпускников школ идут в вузы. Для сравнения: в Германии – 30%, в Финляндии – 40%. При этом, по данным РАНХиГС, только 27% выпускников российских вузов работают по специальности.

Система выстроена абсурдно. Чтобы стать мастером маникюра, как бы нужно высшее образование, неважно какое. Офис-менеджеру в требованиях пишут «в/о обязательно», хотя для ответа на телефонные звонки и заказа канцтоваров оно явно избыточно. В результате вузы превратились в фабрики по производству дипломов, а не конкретных специалистов.

Особенно показательна ситуация с инженерными специальностями. Формально инженеров выпускают десятками тысяч. Но работодатели жалуются: выпускники не умеют читать чертежи, не знают современных CAD-систем, не понимают основ технологических процессов. Потому что преподаватели, многие из которых не видели реального производства десятилетиями, учат по учебникам 1980-х годов на оборудовании той же эпохи. Для галочки. Для диплома.

Главное, чтобы он был, да. И в статистике для Президента всё выглядело красиво: обеспеченность инженерными кадрами растет.

Параллельно обесценивается реальное мастерство. Слесарь 6-го разряда с 20-летним опытом получает меньше вчерашнего выпускника с дипломом «менеджера по инновациям». Молодежь видит это и делает выводы: зачем учиться работать руками, если можно получить «корочку» и сидеть в офисе? Наш рынок труда заваливается в сторону в/о, которое ограничено работает в реальной экономике.

Все эти дисбалансы создают порочный круг. Краткосрочные курсы плодят неквалифицированных «специалистов», которые не могут найти работу. Это дискредитирует саму идею переподготовки. Массовый уход в IT создает пузырь на рынке джунов и дефицит в других отраслях. Культ диплома убивает престиж рабочих профессий и девальвирует высшее образование.

И самое грустное – все участники процесса это понимают. Работодатели знают, что трехмесячные курсы не дадут им нужных специалистов, но участвуют в программах ради субсидий. Люди понимают, что шансы «войти в айти» минимальны, но все равно идут на курсы: а вдруг повезет. Государство видит неэффективность программ, но продолжает их финансировать — отчетность для Президента нужна.

Критикуешь-предлагай. Первый шаг к решению проблемы: честно признать провал текущих подходов. Твердо и чётко. Перестать измерять успех количеством выданных сертификатов. Прекратить обманывать людей мифом о легком входе в высокооплачиваемые профессии.

Вместо сотен курсов «для всех» нужны целевые программы под конкретные потребности. Вместо попыток сделать из токаря программиста — долго (и затратно) растить из молодого токаря мастера высокого разряда. Вместо штампования дипломов: создавать систему, где практические навыки ценятся не меньше формального образования. Это решения из 21 века, а не попытка пересобрать систему после краха СССР и нищеты девяностых.

В следующей части цикла я подробно разберу конкретные решения с разными горизонтами планирования. И еще раз, в качестве заключения, уже ясно, что продолжать в двигаться в текущем направлении — значит усугублять кризис, делая вид, что «решаем» его. А время, которое дает нам экономическая передышка, стремительно уходит.
Загрузка...
23 часа назад
#
В Госдуме сформулировали определение искусственного интеллекта. Оно получилось настолько всеобъемлющим, что под него попадает даже калькулятор с памятью и T9. Впрочем, широкие (размытые) формулировки — это база нашего законотворчества. Это удобно для государства (всех накрыли одной сеткой), но не очень удобно для бизнеса и пользователей (правила слишком общие, что создаст правовую неопределённость и трактовки в разные стороны).

Что я бы предложил по этой теме:
(1) Система поощрения вместо запретов. Нужно создать добровольную сертификацию ИИ-сервисов. Такой условный знак качества «ГосРосИИ». Галочку как у MAX. Прошедшие проверку компании получают налоговые льготы и преференции при госзакупках. Пользователи видят, что сервис безопасен. Win-win.

(2) Защита данных с учетом нашей специфики.
Локализация и сегментация. Т.е. все персональные данные должны храниться на территории РФ (это уже закреплено, но потребуется жёсткий контроль исполнения, а не как с Телеграмом, ага.).
Дальше нужно ввести отдельные уровни данных: «критические» (паспорт, медицина, финансы) и «повседневные» (история поиска, лайки, базовая активность). Для первых обязательное шифрование и изоляция серверов. Для вторых, быть готовым стать первыми.
Прозрачность алгоритмов. По запросу ФАС и Роскомнадзора к ИИ-сервисам: предоставлять описание, какие данные реально используются для обучения и персонализации. Для этого внутри сервиса: логирование доступа (кто, когда и зачем брал данные).
Права пользователя. Хотелось бы и их учесть. Главное, на мой взгляд, это возможность «по нажатию кнопки» полностью удалить свой профиль (включая обучающие выборки). Также ввести ограничение на передачу данных между сервисами без отдельного согласия.

(3) Про возрастной контроль. Конечно он должен идти через Госуслуги. Мудрить ничего не надо. Уже есть готовая инфраструктура, почему бы не использовать? ИИ-сервис запрашивает возраст, пользователь перенаправляется на Госуслуги, получает подтверждение без передачи паспортных данных напрямую сервису. Всё просто и надежно.

(4) «Традиционные фильтры». Цензура, ага. Раз уж без этого никак, то пусть будут встроенные фильтры с обновляемыми списками от Роскомнадзора. Оно не работает, но пусть будет. Не работает, потому что опыт Яндекс.Шедеврума показывает: народ просто мастерски обходит любые ограничения через эвфемизмы. Вместо запрещённых слов появляется «радужное сообщество» и «красочные шествия». Можно прописать блокировку и этих формулировок. И следующих. И следующих после следующих. Ну, вы поняли. Мне кажется, что показательного уровня достаточно. Неприемлемости пропаганды, а вот дальше уже контрпродуктивно.

(5) Отдельно, я бы предложил ввести «уровни сертификации». Поясню.
Базовый уровень (минимальные требования):
— данные хранятся в России
— есть кнопка «удалить мои данные»
— блокировка контента, запрещённого УК РФ (терроризм, наркотики, мошенничество)
Стандартный уровень (всё базовое плюс):
— расширенные фильтры согласно федеральному законодательству
— соответствие «реестру запрещённой информации» от Роскомнадзора
— интеграция с Госуслугами для верификации пользователей, поэтому подходит для работы с образовательными учреждениями и региональными структурами.
Максимальный уровень:
— полное соблюдение всех регуляторных требований, включая отраслевые
— прохождение аудита на «социальную ответственность алгоритмов»
— прозрачность для проверяющих органов
Как следствие значок «РосГосИИ» и доступ к федеральным контрактам и работе с критической инфраструктурой.
По сути, это градация от «соблюдаем только уголовный кодекс» до «готовы выполнить любые требования регулятора». Компании сами выбирают глубину погружения в зависимости от амбиций на госрынке.

Главное, что нам нужно — это не превратить регулирование в очередную попытку «запретить интернет». Бестолковую и затратную. База и опыт таковы, что технологии всегда найдут способ обойти барьеры. Лучше направить усилия на создание понятных правил игры, которые будут выгодны всем участникам рынка. Очень важного и растущего.
Загрузка...
1 день назад
#
Сегодня много говорили про льготную ипотеку. В том числе и прямым текстом, что Правительство РФ выделило ещё 100+ млрд рублей на субсидирование льготной ипотеки. Из них 53.4 млрд на «семейную». Т.е. вроде опять и снова всё ради демографии.

Давайте, это обсудим.

Тут сложность сразу. Развилка. Если сделать программу слишком адресной, то она теряет массовость и рискует стать льготой для небольшой группы. Если оставить широкой, то деньги растворяются, а статистика рождаемости почти не меняется. Оба варианта были в РФ. И оба не помогли повысить рождаемость.

Потому что «квартиры для семьи» — мало. Такая вот у нас привередливая российская семья из 21 века. Нужна инфраструктура вокруг этой квартиры. Семья «растет» внутри садиков, поликлиник, школ и торговых центров. Там она заводит второго и третьего. Если у тебя однушка и плохой район, то никакого движения по восходящей в количестве детей не будет.

Это собственно в отчетах. О чем и говорит господин Яковлев: «сегодня лимит по программе 6 млн и 12 млн рублей в зависимости от субъектов, и мы, безусловно, мониторим средние размеры этих кредитов. Видим, что средний размер ниже того, что установлено». Т.е. население не использует программу по максимуму. А значит буксует предложение. Люди просто не хотят однушку у чёрта на куличках. Семейные люди с детьми.

Отсюда желание расширить суммы, чтобы продавалось что-то качественное. Да, можно увеличить лимиты, но только при поддержке «инфраструктуры». На что и намек в сторону Минтруда и Минстроя. Пожалуйста, без человейников в глухомани.

В связи с этим возникает логичный вопрос: а с кого спрашивать и как регулировать? Может, пора ввести стандарты для семейной ипотеки: не просто дом и метры, а комплексную инфраструктуру? Рядом школа, парк, садик, транспортная развязка. Помните мой текст (https://t.me/npodgornov/16122) про «собянинскую семью»? Вот это эталон и стимул. Если этого нет, то никакой «семейной льготы».

А то мы берем советский опыт «стимуляции через жилье», но не учитываем, что тот опыт был именно инфраструктурным. Каждая семья и квартира привязывалась к школе, садику и т.п. внутри микрорайона. Никто не строил человейник на тысячу семей в поле у аэропорта.

Большие вопросы к застройщикам. Большие вопросы к тем, кто согласовывал «льготы» у таких застройщиков.
Загрузка...
2 дня назад
#
#кризискадров

Российская экономика готовится к росту. По крайней мере, такова заявленная цель на ближайшие годы — выйти на устойчивые темпы развития к 2030 году, обеспечить технологический суверенитет, нарастить несырьевой экспорт. Амбициозно и правильно. Но есть вопрос, который сегодня предпочитают не замечать: а кто будет воплощать эти планы в жизнь?

Этот цикл текстов #кризискадров — попытка вернуть в повестку проблему, которую, как мне видится, задвинули на второй план. Предпочли не замечать. Но кадровый кризис никуда не исчез. Он просто притаился за ширмой охлаждения экономики, создав опасную иллюзию баланса на рынке труда.

Обманчивое равновесие. Сегодняшняя ситуация напоминает медицинский парадокс: пациент в коме выглядит достаточно стабильным. Пульс ровный, дыхание размеренное, никаких резких движений. Но это не здоровое состояние, а это отсутствие активности. Российская экономика демонстрирует схожие признаки. Безработица на исторических минимумах (2,2% по данным Росстата). Паническая гонка зарплат 2022–2023 годов сменилась относительным спокойствием. Всё нормально, скажите вы.

Но давайте посмотрим, что стоит за этими цифрами. По данным hh.ru, количество вакансий сократилось на 15% за год: с 2,7 млн в начале 2024 до 2,3 млн в начале 2025. Промышленное производство в 2024 году выросло всего на 2,4% после 3,5% годом ранее. Инвестиции в основной капитал замедлились. Новых проектов стало меньше. Экономика не развивается — она выживает в режиме минимального потребления ресурсов. Меньше проектов=меньше потребность в кадрах. Вот и весь секрет «баланса».

Реальная картина проявляется в деталях. Официальные оценки правительства: общий дефицит рабочей силы в России около 2,6 млн человек.

По данным исследования РАНХиГС, дефицит квалифицированных инженеров в машиностроении составляет 38% от потребности. В IT-секторе не хватает около 170 тысяч специалистов среднего и высшего звена (при том, что ежегодно курсы программирования выпускают десятки тысяч джунов, которые покрывают лишь 20-25% реального спроса).

Средний возраст токаря высокой квалификации в России… 54 года. Фрезеровщика… 56 лет. Половина специалистов рабочих профессий старше пятидесяти. В авиационной промышленности, которая должна к 2030 году выйти на производство (хотя бы) 100 самолётов в год, нехватка технических специалистов оценивается уже сейчас в 40%.

Строительная отрасль, по данным Минстроя, недосчитывает 200к рабочих при текущих объёмах. Но если государство запустит обещанные инфраструктурные проекты (от модернизации БАМа до строительства новых заводов) дефицит может вырасти на ~1млн человек.

Особенность текущего момента в том, что небольшое затишье совпало с началом большой демографической проблемы. На рынок труда сейчас выходит поколение начала нулевых. А это у нас было 1,5 млн человек в год. Для сравнения: в конце 1980-х (не самых благополучных) рождалось по 2,5 млн.

Но главная проблема даже не в количестве. О чем мы еще отдельно поговорим. В девяностые, когда рождались нынешние 30-летние, основа квалифицированной рабочей силы — система профтехобразования, была фактически разрушена. В 1980-е в системе СПО училось более 3,5 млн студентов, а к 2000-м уже вдвое меньше. ПТУ закрывались, техникумы выживали как могли. Целое поколение выросло с установкой «только высшее образование», причём желательно экономическое или юридическое.

Результат: сегодня у нас переизбыток менеджеров неопределённого профиля и острейший дефицит тех, кто умеет работать руками и головой одновременно. И это поколение (еще раз: самое малочисленное за последние десятилетия) должно будет тянуть на себе экономический рост к 2030 и далее.

Математика простая и неумолимая. К 2030 году на пенсию выйдут многочисленные поколения 1960х-1970х. Те самые опытные инженеры, мастера, технологи, которые ещё помнят советскую школу и получили опыт в относительно стабильные нулевые. И всё. Пустота. Заменить их будет практически некем. А еще и содержать по пенсиям не на что. Но это также отдельный разговор.

Что же делать?
Парадокс в том, что именно сейчас, когда экономика находится в режиме ожидания, есть время для манёвра. Можно готовить кадры, выстраивать системы обучения, договариваться о качественной трудовой миграции, инвестировать в автоматизацию там, где это реально поможет.

Но вместо этого, по моим ощущениям, проблему предпочитают не замечать. Дескать, справимся, когда придёт время. Когда понизится ставка наберем дешевых кредитов. Курсы переподготовки снимут все вопросы. Ну, а святой ИИ заменит недостающих специалистов. К 2030 – взлетит!

Это опасная иллюзия, господа. Инженера-конструктора нельзя подготовить за полгода на курсах. Искусственный интеллект не спроектирует мост с учетом российских реалий. Он не наладит производственную линию, выстроив вокруг этого качественную инфраструктуру в российском регионе. Ну, а демографическую яму не засыпать никакими административными решениями и выплатами.

В следующих материалах этого цикла я постараюсь подробно разобрать, какие решения могут сработать, а какие станут очередным планированием сроков формирования дорожных карта по запуску новых проектов… ну, вы поняли.
Поговорим об автоматизации, миграции, образовании и о том, почему некоторые очевидные решения на практике оборачиваются новыми проблемами. Да, решаем сейчас одно, а после будет еще хуже и придется принимать еще более жесткие решения. Такова жизнь.

Как мне кажется, главное сейчас признать: кадровый кризис не рассосётся сам собой. И если мы действительно планируем экономический рост, а не стагнацию на десятилетия, нам нужно начинать решать эту проблему «здесь и сейчас».
Пока «экономическая кома» даёт нам передышку.
Загрузка...
3 дня назад
#
Россия и Китай наконец-то сделали шаг вперёд в истории «Силы Сибири-2»

Сегодня Газпром и CNPC подписали юридически обязывающий меморандум о строительстве газопровода «Сила Сибири-2» и транзитного маршрута через Монголию «Союз Восток». Также стороны договорились увеличить поставки по действующему газопроводу «Сила Сибири» с 38 до 44 млрд кубометров в год.

Важно понимать: меморандум это не «понижение статуса» проекта, а напротив, формальная фиксация договорённостей, которых до сих пор удавалось достичь лишь в общих словах. В документе наконец-то закреплены ключевые принципы будущего контракта: маршрут через Монголию, пропускная способность до 50 млрд кубометров в год+срок действия соглашения на 30 лет.

Примерный прогноз по этапам:
2025–2026: детализация условий (цены, сроки строительства, финансирование).
2026–2027: начало инженерных работ и согласований на территории России и Монголии.
2030+: возможный ввод в строй первых ниток при условии синхронизации с китайскими энергетическими планами.

Геополитическая оценка тут прямолинейная:
Для РФ проект становится символом разворота на Восток и попыткой компенсировать потерю европейского газового рынка.
Для Китая это инструмент диверсификации: Пекин традиционно держит паузу, выторговывая лучшие условия, одновременно развивая альтернативные маршруты (например, туркменскую «Линию D»).
Для Монголии — это шанс стать энергетическим транзитным узлом с политическим весом, несопоставимым с её экономикой.
Для Европы — как в песенке «А для волка — ко-жу-ра».

Сейчас для нас самый главный итого, что подписание меморандума — это продвижение, а не формальность. Если в ближайшие два года удастся закрепить коммерческие параметры, то к середине следующего десятилетия «Сила Сибири-2» может стать ключевым азиатским проектом России, окончательно сместив фокус нашего экспорта в сторону Китая.

И Китай выглядит куда более надежным направлением. Даже с учетом всех оговорок по цене. Но это еще вопрос дискуссионный. Важно, что дискуссия — состоится. Предметно и со сроками.

Большой результат. Национальное достояние покоряет Восток!
Загрузка...

НазадПоделиться на сайт

Код для вставки на сайт:
Пример отображения:

X
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025