Материнский капитал надо привязать к стоимости жилья в регионах из расчета 10 кв. м площади на каждого ребенка, считает заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб.
Очередные прекрасные инициативы по повышению доходов строительной отрасли РФ.
Маткапитал уже стал скрытой субсидией для застройщиков (и судя по «влиянию» на демографию — в этом его главная цель), теперь предлагают закрепить эффект поддержки отрасли!
Ну смотрите. В регионах, где жилье дорогое (Москва, Питер и так далее по крупным городам) базового маткапитала не хватает для «улучшения жилищных условий». Поэтому мы (не работаем над снижением стоимости) увеличиваем размер выплаты от государства. Т.е. для москвичей государство будет платить не 970 тысяч (федеральная выплата за второго без выплаты за первого), а 10 кв.м жилья в Москве. А нижняя планка московских цен за 10 квадратов — это 3.2 млн. + 2.2 млн. Столько застройщики выбивают себе из федерального бюджета.
При этому средняя цена — это по текущему рынку. А как только программа (если вдруг) заработает, то застройщики конечно же поиграются со средней ценой и не в пользу семьи с двумя детьми, да. Государство же расписалось в поддержке — будет платить.
Ну и общее, что жилье сейчас и так в неконтролируемом разрыве по регионам, а с этой инициативой пропасть между Москвой и остальными станет совсем критической.
Плюсы при этом есть. Это система куда более справедливая и стимулирующая. Но не в реальностях РФ, а на бумаге.
Потому что реальность РФ — это ипотечный конвейер, в который попадают эти 95% семей, которые используют маткапитал для улучшения жилищных условий. Ставка по ипотеке, выплаты, конечная стоимость, ликвидность — вот, где проблемы.
Много раз под разным соусом это проговаривал: семьи в РФ не дураки. Массово. Ради квадратов не рожают. Потому что эти квадраты надо обслуживать по кредитам и выплатам. Эти квадраты сомнительного качества и с не самой привлекательной инфраструктурой. Эти квадраты сложно перепродать и они теряют в цене.
Дайте российской семье адекватную ставку, цену, инфраструктуру вокруг жилья, прозрачные варианты перепродаж и разменов — жилье станет аргументом для повышения рождаемости. Пока же семьи оценивают свои риски (они немалые) и не уходят в ипотечный конвейер. Потому что выплачивать под 50% дохода за кредиты, когда у тебя ребенок-два — это приговор.
А именно этого так хочет строительное лобби. Чтобы семьи за счет государства оформили ипотеку и сидели в ней по 10-20 лет. При этом качество жилья и условия для жизни в районе — отнюдь на эти миллионы чистой переплаты.
+128
Подгорнов
- Последний визит: 12 часов назад
- Регистрация: 2 года назад
Анкета
Москва
40 лет
Мужской
высшее
ВлГУ
Женат
О себе
политик, писатель, историк.
Когда мессенджер станет полноценным банком или BigTech против классической банковской системы
Для крупных технологических платформ банковское приложение давно перестало быть отдельным продуктом. Финансовые операции интегрируются туда же, где находятся коммуникации, покупки, развлечения и сервисы. Китайские WeChat и Alipay первыми реализовали модель «суперприложения», где банковские функции — один из встроенных модулей экосистемы, а не самостоятельный продукт.
Западные технологические гиганты двигаются в том же направлении, но другим маршрутом. Apple, Google, Amazon последовательно выстраивают финансовый слой вокруг своих платформ: цифровые кошельки, рассрочки, кредитные продукты, программы лояльности. Аналитика KPMG за 2024 год фиксирует продолжающуюся интеграцию платёжных функций в платформенные экосистемы с акцентом на бесшовные транзакции, embedded-платежи и ИИ-решения для антифрода и персонализации. Банки в этой архитектуре смещаются на уровень инфраструктуры, невидимой для конечного пользователя.
Конкурентное преимущество BigTech строится не на интерфейсах, а на объёме данных и способности их обрабатывать через ИИ. Платформы анализируют не только платёжную историю, но и социальную активность, поисковые запросы, покупательское поведение, геолокацию. Результат — более точный кредитный скоринг, таргетированные предложения, динамическое управление лимитами. БИС и Европарламент формулируют это в регуляторной терминологии: «BigTech finance создаёт риски концентрации, системную значимость и вызовы в области защиты данных». По сути это означает, что несколько корпораций приобретают контроль не только над информационными потоками и рекламой, но и над доступом к базовым финансовым инструментам.
Но регуляторы пытаются реагировать с запозданием. Евросоюз через Digital Markets Act принудил Apple открыть доступ к NFC для конкурентов и уже наложил штрафы на Apple и Meta за злоупотребление позицией «привратника». Британские надзорные органы выпускают специализированные документы по цифровым кошелькам BigTech, прямо указывая: концентрация сервисов у нескольких поставщиков подрывает конкуренцию и ставит банки в зависимость от внешних платформ.
Одновременно BigTech планирует инвестировать сотни миллиардов долларов в ИИ-инфраструктуру, увеличивая разрыв не только в рекламных технологиях, но и в финансовом секторе.
Вопрос уже не в том, станет ли мессенджер банком. Трансформация идёт полным ходом. Вопрос в другом: готовы ли государства и общества к ситуации, когда финансовая система функционирует как одна из опций внутри частных цифровых экосистем, а правила игры определяются не законодательными органами, а обновлениями платформ.
*совместно с каналом Нам всем ИИ
Для крупных технологических платформ банковское приложение давно перестало быть отдельным продуктом. Финансовые операции интегрируются туда же, где находятся коммуникации, покупки, развлечения и сервисы. Китайские WeChat и Alipay первыми реализовали модель «суперприложения», где банковские функции — один из встроенных модулей экосистемы, а не самостоятельный продукт.
Западные технологические гиганты двигаются в том же направлении, но другим маршрутом. Apple, Google, Amazon последовательно выстраивают финансовый слой вокруг своих платформ: цифровые кошельки, рассрочки, кредитные продукты, программы лояльности. Аналитика KPMG за 2024 год фиксирует продолжающуюся интеграцию платёжных функций в платформенные экосистемы с акцентом на бесшовные транзакции, embedded-платежи и ИИ-решения для антифрода и персонализации. Банки в этой архитектуре смещаются на уровень инфраструктуры, невидимой для конечного пользователя.
Конкурентное преимущество BigTech строится не на интерфейсах, а на объёме данных и способности их обрабатывать через ИИ. Платформы анализируют не только платёжную историю, но и социальную активность, поисковые запросы, покупательское поведение, геолокацию. Результат — более точный кредитный скоринг, таргетированные предложения, динамическое управление лимитами. БИС и Европарламент формулируют это в регуляторной терминологии: «BigTech finance создаёт риски концентрации, системную значимость и вызовы в области защиты данных». По сути это означает, что несколько корпораций приобретают контроль не только над информационными потоками и рекламой, но и над доступом к базовым финансовым инструментам.
Но регуляторы пытаются реагировать с запозданием. Евросоюз через Digital Markets Act принудил Apple открыть доступ к NFC для конкурентов и уже наложил штрафы на Apple и Meta за злоупотребление позицией «привратника». Британские надзорные органы выпускают специализированные документы по цифровым кошелькам BigTech, прямо указывая: концентрация сервисов у нескольких поставщиков подрывает конкуренцию и ставит банки в зависимость от внешних платформ.
Одновременно BigTech планирует инвестировать сотни миллиардов долларов в ИИ-инфраструктуру, увеличивая разрыв не только в рекламных технологиях, но и в финансовом секторе.
Вопрос уже не в том, станет ли мессенджер банком. Трансформация идёт полным ходом. Вопрос в другом: готовы ли государства и общества к ситуации, когда финансовая система функционирует как одна из опций внутри частных цифровых экосистем, а правила игры определяются не законодательными органами, а обновлениями платформ.
*совместно с каналом Нам всем ИИ
Загрузка...
За 30 лет уровень бедности в России официально снизился в три раза, а за последние десять лет — с 13,3 до 7%. Цифры красивые, округленные, словно специально выведенные под торжественный доклад. Формально — прогресс налицо, и, если верить статистике, страна уверенно двигается к тому, чтобы бедность окончательно отправилась в музей экономических страшилок. Но любой, кто хоть раз заглядывал в чек из магазина или пытался собрать ребёнка в школу, прекрасно понимает: методика подсчёта у нас всегда была куда оптимистичнее реальности.
А тут логика следующая: «мы стали лучше одеваться и из-за этого у нас выросли общие потребности и запросы».
Т.е. прежде основной потребностью было выйти из бедности/не вернуться в бедность. А теперь у нас следующая ступень — дети в школу (и желательно школу получше), товары в магазине (покачественней), отдых несколько раз в год (и в хороших местах) и так далее. Рост потребностей. Запрос на качество жизни.
В девяностые потребности были примитивными. Не заклеивать окна, а поставить стеклопакеты. Не дешевые обои, а евроремонт. Отсутствие долгов по ЖКГ. Наличие товаров в магазине.
Сейчас же потребности вышли на другой уровень. У нас сформировалось общество «повышенных потребностей». Грубо говоря, фаза развитых стран. Бедность, как голод — победили. Следующая стадия — качество товаров в супермаркете, а не сам факт (и супермаркета, и возможности купить).
Средний класс формируется и это уже второй слой потребностей. Мобильность (туристическая, рабочая и так далее), образование (потенциал платного, а не государственного), безопасность будущего (вклады и вложения). Здоровье, экология. Ментальная стабильность.
Как только снижается бедность, как закрытие базовых потребностей (типа голод и холод), то сразу же начинается: а какой смартфон и как часто менять стиральную машинку. Как часто менять машину, в принципе. Менять квартиры!
Да, сейчас признаки низкодоходности — это, если, скажем, не можешь позволить ребенку платные сервисы: кружки, платную стоматологию и так далее. В этом смысле, значительный процент россиян еще на грани.
Авторы правы с интонацией, государству стоит замечать не красивые цифры про «больше не девяностые», а новый уровень потребностей. В них, например, демография. Не рожают потому что не хватает на платные допсервисы. Базовые — это хорошо, но уже мало! Этот сдвиг потребностей государство пропустило.
А тут логика следующая: «мы стали лучше одеваться и из-за этого у нас выросли общие потребности и запросы».
Т.е. прежде основной потребностью было выйти из бедности/не вернуться в бедность. А теперь у нас следующая ступень — дети в школу (и желательно школу получше), товары в магазине (покачественней), отдых несколько раз в год (и в хороших местах) и так далее. Рост потребностей. Запрос на качество жизни.
В девяностые потребности были примитивными. Не заклеивать окна, а поставить стеклопакеты. Не дешевые обои, а евроремонт. Отсутствие долгов по ЖКГ. Наличие товаров в магазине.
Сейчас же потребности вышли на другой уровень. У нас сформировалось общество «повышенных потребностей». Грубо говоря, фаза развитых стран. Бедность, как голод — победили. Следующая стадия — качество товаров в супермаркете, а не сам факт (и супермаркета, и возможности купить).
Средний класс формируется и это уже второй слой потребностей. Мобильность (туристическая, рабочая и так далее), образование (потенциал платного, а не государственного), безопасность будущего (вклады и вложения). Здоровье, экология. Ментальная стабильность.
Как только снижается бедность, как закрытие базовых потребностей (типа голод и холод), то сразу же начинается: а какой смартфон и как часто менять стиральную машинку. Как часто менять машину, в принципе. Менять квартиры!
Да, сейчас признаки низкодоходности — это, если, скажем, не можешь позволить ребенку платные сервисы: кружки, платную стоматологию и так далее. В этом смысле, значительный процент россиян еще на грани.
Авторы правы с интонацией, государству стоит замечать не красивые цифры про «больше не девяностые», а новый уровень потребностей. В них, например, демография. Не рожают потому что не хватает на платные допсервисы. Базовые — это хорошо, но уже мало! Этот сдвиг потребностей государство пропустило.
Загрузка...
Давайте, прямым текстом: у нас начался миграционный отток.
Минус один миллион — это много. Это резко. Это с последствиями. Негативными.
Смотрите, что у нас получилось: мы резко ввели ограничения, которые не компенсировалось предложением. Т.е. мигрантам в РФ 2025-2026 не заработают больше, чем в других странах. Мигранты в РФ слишком зарегулированы.
Как же так, ведь я же сам призывал к жесткой регуляции? Именно. Но не в заградительном формате, а в формате чёткой инструкции. Приехал-заработал-уехал. Где все издержки на работодателе, а не мигранте. Но, но, но… Работодатели решили, что к ним поедут при всех ограничениях. Ну, вот. До 20% будет сокращение «дешевой» рабочей силы в отдельных секторах. ЖКХ, логистика, стройка, агросектор. Про отсутствие притока квалифицированных кадров я молчу.
Я еще раз повторю сквозную мысль моего цикла #кризискадров — замедление в экономике сейчас скрывает глубину нехватки кадров. Но уже в 2026, когда пойдут стимулы для роста экономики через инвестиции и займы, начнется фактический кризис. Экономика не даст рост из-за нехватки рабочей силы.
Из этого вытекает вторая структурная проблема — рост стоимости труда. Уже сейчас работодатели поднимают ставки на «дефицитные» производства. Идет прямое увеличение себестоимость услуг и товаров.
Соглашусь, что старая система с «дешевой» силой, которая заезжала два раза в год почти без издержек — исчерпала себя. Но резкий переход на новую схему с квотами, патентами и ростом «вложений в мигранта» дает рост себестоимости, который компенсируется в конечном чеке. Это локальная инфляция в «мигрантзависимых» отраслях. И она будет расти и в 2026, и далее.
Теперь мигранта не «придержишь по зарплате» аргументом, что там очередь. Очереди нет. Нехватка.
И раз уж мы сегодня говорим друг другу всё в открытую, то я скажу, что миграционная реформа опоздала на год-два. Её нужно было запускать (в самой жесткой форме) на перегретом рынке 2023 года. Тогда бы миграционный отток стал фактором охлаждения. Сейчас же у нас процикличный процесс: дефицит мигрантов усиливает макродефицит кадров и всё вместе давит на рост, который еще сверху прижимается «охлаждением» через ставку.
Жесткая фаза по миграционным ограничениям должна была быть в 2023, а к 2025 уже пойти смягчение в пользу определенных отраслей. Сейчас же мы попадем в клин (или даже воронку) оттока. Нет денег и условий для конкурентного предложения на фоне других рынков. Нет денег, а прежде всего доступа к технологиям, для перестройки и автоматизации.
И что дальше будем делать?
Конечно, горячие головы в 2026 начнут говорить, что нужно отменять все ограничения. Возвращать мягкую политику. Тут я сразу скажу, что поезд ушел. Снижение потока было с 2019 года. Демографическое по предложению. Т.е. СНГ+ больше не дает столько молодых мобильных кадров. В принципе. «Золотой век» — закончился. Нужно привлекать, что осталось. Бороться за конкуренцию с другими рынками.
Вот этим и придется заниматься при «разгоне экономике». Выстраивать адекватное предложение, чтобы даже при жестких условиях — мигранты приезжали. И квалифицированные кадры, и рабочие на стройку. Нужны вложения в инфраструктуру приёма, а не только в контроля на границе и внутри. Основные деньги — это цифровая архитектура вокруг миграции. Мигрант из Индии не поедет по схемкам с конвертами и переводами через непонятные банки и сервисы. Такое работает как СНГ-экосреда, но не дальше. Нужны четкие цифровые рамки по финансам, по документам, по контрактам.
Грубо говоря, остановили в метро — показал куаркод, а там: сроки по въезду-выезду-привязка к работодателю по контракту-регистрация по месту жительства (через работодателя)-финансовый статус.
Всё четко, всё прослеживается за минуту. С таким предложением можно привлекать и выигрывать конкуренцию. Пока же у нас опять размытые «жесткие параметры». Пока же всё на усмотрение и на откуп проверяющих. Мигрант вот дал фидбек и перестал приезжать.
Еще хуже ведь. Он стал уезжать. Пошел отток по интегрированному мигранту.
Повод задуматься. Оценить промежуточные итоги.
Минус один миллион — это много. Это резко. Это с последствиями. Негативными.
Смотрите, что у нас получилось: мы резко ввели ограничения, которые не компенсировалось предложением. Т.е. мигрантам в РФ 2025-2026 не заработают больше, чем в других странах. Мигранты в РФ слишком зарегулированы.
Как же так, ведь я же сам призывал к жесткой регуляции? Именно. Но не в заградительном формате, а в формате чёткой инструкции. Приехал-заработал-уехал. Где все издержки на работодателе, а не мигранте. Но, но, но… Работодатели решили, что к ним поедут при всех ограничениях. Ну, вот. До 20% будет сокращение «дешевой» рабочей силы в отдельных секторах. ЖКХ, логистика, стройка, агросектор. Про отсутствие притока квалифицированных кадров я молчу.
Я еще раз повторю сквозную мысль моего цикла #кризискадров — замедление в экономике сейчас скрывает глубину нехватки кадров. Но уже в 2026, когда пойдут стимулы для роста экономики через инвестиции и займы, начнется фактический кризис. Экономика не даст рост из-за нехватки рабочей силы.
Из этого вытекает вторая структурная проблема — рост стоимости труда. Уже сейчас работодатели поднимают ставки на «дефицитные» производства. Идет прямое увеличение себестоимость услуг и товаров.
Соглашусь, что старая система с «дешевой» силой, которая заезжала два раза в год почти без издержек — исчерпала себя. Но резкий переход на новую схему с квотами, патентами и ростом «вложений в мигранта» дает рост себестоимости, который компенсируется в конечном чеке. Это локальная инфляция в «мигрантзависимых» отраслях. И она будет расти и в 2026, и далее.
Теперь мигранта не «придержишь по зарплате» аргументом, что там очередь. Очереди нет. Нехватка.
И раз уж мы сегодня говорим друг другу всё в открытую, то я скажу, что миграционная реформа опоздала на год-два. Её нужно было запускать (в самой жесткой форме) на перегретом рынке 2023 года. Тогда бы миграционный отток стал фактором охлаждения. Сейчас же у нас процикличный процесс: дефицит мигрантов усиливает макродефицит кадров и всё вместе давит на рост, который еще сверху прижимается «охлаждением» через ставку.
Жесткая фаза по миграционным ограничениям должна была быть в 2023, а к 2025 уже пойти смягчение в пользу определенных отраслей. Сейчас же мы попадем в клин (или даже воронку) оттока. Нет денег и условий для конкурентного предложения на фоне других рынков. Нет денег, а прежде всего доступа к технологиям, для перестройки и автоматизации.
И что дальше будем делать?
Конечно, горячие головы в 2026 начнут говорить, что нужно отменять все ограничения. Возвращать мягкую политику. Тут я сразу скажу, что поезд ушел. Снижение потока было с 2019 года. Демографическое по предложению. Т.е. СНГ+ больше не дает столько молодых мобильных кадров. В принципе. «Золотой век» — закончился. Нужно привлекать, что осталось. Бороться за конкуренцию с другими рынками.
Вот этим и придется заниматься при «разгоне экономике». Выстраивать адекватное предложение, чтобы даже при жестких условиях — мигранты приезжали. И квалифицированные кадры, и рабочие на стройку. Нужны вложения в инфраструктуру приёма, а не только в контроля на границе и внутри. Основные деньги — это цифровая архитектура вокруг миграции. Мигрант из Индии не поедет по схемкам с конвертами и переводами через непонятные банки и сервисы. Такое работает как СНГ-экосреда, но не дальше. Нужны четкие цифровые рамки по финансам, по документам, по контрактам.
Грубо говоря, остановили в метро — показал куаркод, а там: сроки по въезду-выезду-привязка к работодателю по контракту-регистрация по месту жительства (через работодателя)-финансовый статус.
Всё четко, всё прослеживается за минуту. С таким предложением можно привлекать и выигрывать конкуренцию. Пока же у нас опять размытые «жесткие параметры». Пока же всё на усмотрение и на откуп проверяющих. Мигрант вот дал фидбек и перестал приезжать.
Еще хуже ведь. Он стал уезжать. Пошел отток по интегрированному мигранту.
Повод задуматься. Оценить промежуточные итоги.
Загрузка...
Резонансный материал в Известьях по поводу шринкфляции. Т.е.уменьшение количества, объема или веса товара в упаковке, указание цены не за целую упаковку, а за 100 г или иной вес, отличный от массы продукта, а также на выделение в ценнике «специальной» цены, когда полная стоимость без скидок и других акций становится менее заметна
Стоит ли говорить, что эта проблема появляется регулярно с 2008 года. Буквально каждый кризис. 2008-2009. После 2014. В ковид. После 2022.
И ничего. Все издержки перекладываются на потребителей. Бизнес в приоритете — кошелек простого россиянина теряет 1 трлн рублей.
Никакой реакции от Правительства. Иногда редкая озабоченность депутатов. Но и всё.
А решить вопрос можно. И нужно. Два решения. Я предлагал их в ковид. Повторю и сейчас:
(1) Необходим федеральный стандарт ценника с указанием цены за килограмм или литр, независимо от объёма или веса упаковки. Весь ритейл. Строго. Федеральные сети, региональные, малый бизнес обязаны привести свои кассовые программы для печати ценников в соответствие с новым стандартом. Любое отклонение — штраф с оборота, а не “предупреждение”. Которые «надо какие» сети коллекционируют как трофеи. Штрафы нужны жёсткие: тогда порядок будет наведён быстро, как с маркировкой табака или алкоголя. А то с вейпами бороться сил много, а самую острую проблему, которая затрагивает всех и каждого — одни пустые разговоры.
(2) Минцифры и использование штрихкодов. Минцифры способна обеспечить цифровую прозрачность. Без этого никак в 2025 году. Каждый товарный ценник должен содержать расширенный QR-код или современный GS1-штрихкод, который подгружает полные сведения: цена за единицу, дата изменения, история динамики за месяц, состав, страна происхождения.
Покупатель сканирует код через приложение и получает:
— историю изменения цен за 30 дней;
— сравнение цен в этом и других магазинах сети (или по региону);
— аналогичные товары и их цена за единицу.
Это реально и актуально: все крупные сети уже ведут цифровой учёт. Их нужно обязать доработать свои программы и всё готово. Можно создать государственное приложение (или интегрировать в экосреду Сбера, Яндекса, VK) через которое покупатель сразу видит, насколько его “нагрели”.
Технологически мера элементарна. Государство вполне может превратить потребителя из жертвы в игрока, а ритейл принудить к порядку. Выборный год, господа. Почему бы и нет.
Приложение по ценам на продукты может еще служить как контроль «вредности» продуктов. Красные-желтые-зеленые маркеры по жиру, калориям, сахару. Подсчет потребления калорий в день. Подсчет доз алкоголя и так далее. Рекомендации по количеству калорий. По диете.
То, что давно нужно сделать как цифровую госпрограмму по борьбе за здоровье нации. Не лозунги, а предметное влияние.
Но обойдемся полумерами до следующего кризиса. Несолидно.
Стоит ли говорить, что эта проблема появляется регулярно с 2008 года. Буквально каждый кризис. 2008-2009. После 2014. В ковид. После 2022.
И ничего. Все издержки перекладываются на потребителей. Бизнес в приоритете — кошелек простого россиянина теряет 1 трлн рублей.
Никакой реакции от Правительства. Иногда редкая озабоченность депутатов. Но и всё.
А решить вопрос можно. И нужно. Два решения. Я предлагал их в ковид. Повторю и сейчас:
(1) Необходим федеральный стандарт ценника с указанием цены за килограмм или литр, независимо от объёма или веса упаковки. Весь ритейл. Строго. Федеральные сети, региональные, малый бизнес обязаны привести свои кассовые программы для печати ценников в соответствие с новым стандартом. Любое отклонение — штраф с оборота, а не “предупреждение”. Которые «надо какие» сети коллекционируют как трофеи. Штрафы нужны жёсткие: тогда порядок будет наведён быстро, как с маркировкой табака или алкоголя. А то с вейпами бороться сил много, а самую острую проблему, которая затрагивает всех и каждого — одни пустые разговоры.
(2) Минцифры и использование штрихкодов. Минцифры способна обеспечить цифровую прозрачность. Без этого никак в 2025 году. Каждый товарный ценник должен содержать расширенный QR-код или современный GS1-штрихкод, который подгружает полные сведения: цена за единицу, дата изменения, история динамики за месяц, состав, страна происхождения.
Покупатель сканирует код через приложение и получает:
— историю изменения цен за 30 дней;
— сравнение цен в этом и других магазинах сети (или по региону);
— аналогичные товары и их цена за единицу.
Это реально и актуально: все крупные сети уже ведут цифровой учёт. Их нужно обязать доработать свои программы и всё готово. Можно создать государственное приложение (или интегрировать в экосреду Сбера, Яндекса, VK) через которое покупатель сразу видит, насколько его “нагрели”.
Технологически мера элементарна. Государство вполне может превратить потребителя из жертвы в игрока, а ритейл принудить к порядку. Выборный год, господа. Почему бы и нет.
Приложение по ценам на продукты может еще служить как контроль «вредности» продуктов. Красные-желтые-зеленые маркеры по жиру, калориям, сахару. Подсчет потребления калорий в день. Подсчет доз алкоголя и так далее. Рекомендации по количеству калорий. По диете.
То, что давно нужно сделать как цифровую госпрограмму по борьбе за здоровье нации. Не лозунги, а предметное влияние.
Но обойдемся полумерами до следующего кризиса. Несолидно.
Загрузка...