Конечно, это жест доброй воли. Публичный призыв к диалогу.
Конечно, не просто так и с жестким аргументом «а если нет, то...»
Грубо говоря, далее неминуемо последуют две трактовки (сами уж разберетесь у кого какая): «Москва призывает к диалогу» и «Москва угрожает эскалацией и оказывает давление».
И мирный ракурс, что Россия публично выражает готовность соблюдать ограничения ДСНВ даже после его истечения, если США сделают то же самое. Это шаг навстречу Вашингтону и жест доброй воли. Предложение сохранить контроль над вооружениями, а не разорвать его.
Но Кремль тут же и занимает жесткую позицию («готовы ответить силой», «отказ от моратория вынужденный»), что уже противники будут использовать как подтверждение агрессивного курса. Не будем делать за людей их работу, но слова «шантаж» и «под прикрытием диалога», я думаю, будут звучать.
Я бы охарактеризовал эту позицию Кремля (и видимо лично Путина) как рациональную. Россия умело «подставляет» Вашингтон. США теперь в положении, что если они не идут на встречу Москве, то именно они и ответственны за разрыв.
Если диалог и сдерживание — сохранятся, то это устраивает Москву. Если США выходит из диалога, то это также устраивает Москву. В этом рациональный подход. Прагматичный.
Многоходовочка, да. Давно не было. Даже скучали.
+130
Подгорнов
- Последний визит: 1 день назад
- Регистрация: 2 года назад
Анкета
Москва
40 лет
Мужской
высшее
ВлГУ
Женат
О себе
политик, писатель, историк.
Загрузка...
Дональд Трамп позитивно отозвался о своей беседе с Илоном Маском на церемонии прощания с Чарли Кирком.
Я уже анонсировал вам, что Маска аккуратно вернут именно на этой церемонии. Это и случилось. Теперь он часть властной архитектуры Трампа. Причем, на мой взгляд, это не возвращение в старое, а новой этап. Новая форма всей этой неконсервативной конструкции. Стадия «зрелости».
В начале своего президентства Трамп сделал несколько ошибок. Из которых были сделаны выводы. Администрация Трампа стала осторожней. Меньше «тарана» — больше солидности. Они теперь не рефлексируют на демократов, не строят свою политику от противного. От «жалкого Байдена». А уже формируют свою независимую линию на годы вперед. Формулируют собственные ценности, а не опровергают чужие. Задают свою идеологическую шкалу.
Вчера сформировался фундамент будущего президентства. Следующий срок — республиканский. Об этом вчерашняя церемония. Вдова Чарли Кирка, Трамп, Бог, Вэнс, Маск. Символизм на лицо. Все они будут участниками новой президентской компании. Не сомневаюсь, что мисс Кирк утянут в политику и дадут ей проспект вплоть до вице-президенства.
Пока главный вывод в том, что Трамп не сделал резкого движения в сторону эскалации повестки. Что похоже так ожидали от него оппоненты. Что он сорвется и «проявит» себя. А нет. сдержался и выдал весьма солидный месседж. В учебниках так и будет «зрелый Трамп». Solid.
Для нас ничего особо не изменилось. Всё тот же сигнал, что Россия — это периферийная повестка, а главное для Трампа и США — перестройка внутриамериканской архитектуры.
И тут я сторонник «линии Дмитриева». Кирилла Дмитриева. Сдержанно хвалебный тон и «разделение» позиций Трампа. Это хороший «партнерский» капитал для переговоров и выстраивания контактов. Отсутствия прямой конфронтации с США — всё еще главный позитив. За эту линию и надо держаться, не рассчитывая на что-то большее.
Я уже анонсировал вам, что Маска аккуратно вернут именно на этой церемонии. Это и случилось. Теперь он часть властной архитектуры Трампа. Причем, на мой взгляд, это не возвращение в старое, а новой этап. Новая форма всей этой неконсервативной конструкции. Стадия «зрелости».
В начале своего президентства Трамп сделал несколько ошибок. Из которых были сделаны выводы. Администрация Трампа стала осторожней. Меньше «тарана» — больше солидности. Они теперь не рефлексируют на демократов, не строят свою политику от противного. От «жалкого Байдена». А уже формируют свою независимую линию на годы вперед. Формулируют собственные ценности, а не опровергают чужие. Задают свою идеологическую шкалу.
Вчера сформировался фундамент будущего президентства. Следующий срок — республиканский. Об этом вчерашняя церемония. Вдова Чарли Кирка, Трамп, Бог, Вэнс, Маск. Символизм на лицо. Все они будут участниками новой президентской компании. Не сомневаюсь, что мисс Кирк утянут в политику и дадут ей проспект вплоть до вице-президенства.
Пока главный вывод в том, что Трамп не сделал резкого движения в сторону эскалации повестки. Что похоже так ожидали от него оппоненты. Что он сорвется и «проявит» себя. А нет. сдержался и выдал весьма солидный месседж. В учебниках так и будет «зрелый Трамп». Solid.
Для нас ничего особо не изменилось. Всё тот же сигнал, что Россия — это периферийная повестка, а главное для Трампа и США — перестройка внутриамериканской архитектуры.
И тут я сторонник «линии Дмитриева». Кирилла Дмитриева. Сдержанно хвалебный тон и «разделение» позиций Трампа. Это хороший «партнерский» капитал для переговоров и выстраивания контактов. Отсутствия прямой конфронтации с США — всё еще главный позитив. За эту линию и надо держаться, не рассчитывая на что-то большее.
Загрузка...
Не очень согласен с алармизом, что Россия — кандидат на «социальный коллапс» из-за роста глобального удорожания госдолга и демографических проблем. Всё-таки у нас достаточно низкая долговая база, при гибкой фискальной архитектуре. Госдолг держится около 16% ВВП и это в разы ниже, чем у США и большинства стран ЕС. Даже на пике заимствований Россия остаётся в «лёгком весе», что создаёт буфер на годы вперёд.
Да, обслуживание долга дорожает из-за высокой ключевой ставки и премии к ОФЗ. Но всё это «в бюджете» и управляемо: в 2025 проценты оцениваются ~2%ВВП. Это немало, конечно. Но сопоставимо с южноевропейской нормой и не тянет экономику на дно. Нужно понимать степень проблемы у западных стран: 2% ВВП на обслуживание при долге 15-16% ВВП не одно и тоже, что те же 2-3% при долге 90-120% ВВП.
Соцвыплаты в РФ остаются главным приоритетом (за скобками оборонный бюджет). В 2024 доля «социалки» в федеральных расходах — около 21% (исторический минимум по доле, но по абсолюту всё еще очень высокий уровень). Это вполне себе сигнал приоритета национальной политики: семьи и ветераны. Даже в «военном бюджете» экономить будут на другом. Урезания по социалке будут, но точечными и растянутыми, а не шоковыми. Такой план.
Ситуацию с финансами в РФ можно называть устойчивой. Как раз по рынку рублёвых заимствований и выводится эта характеристика. План на 2025 — около 4.8 трлн руб. ОФЗ с погашениями 1.4 трлн — чистый нетто-выпуск покроет дефицит без критической зависимости от внешних рынков. Параллельно Минфин режет «правило» — снижает отсечку цены нефти, чтобы меньше зависеть от сырьевой волатильности. Это помогает удлинить горизонт бюджетного планирования и дисциплинирует расходную часть.
Наконец, макрофакторы не выглядят рецессионными. «До рецессии еще далеко». После перегрева 2024 года власти вполне отработали «просадку». Жестко, но без кризисных сценариев. В этих условиях базовый сценарий по госдолгу: «дороже и затянуть пояса», но не «неподъемная нагрузка», как в прогнозе по западным странам. Для РФ норма ближайших лет (или даже десятилетий): умеренный рост долга с контролируемыми процентами. По фону точечная перенастройка соцрасходов и постепенная диверсификация доходов.
Скучный сценарий. Поэтому и рабочий. Не взлетим, но и не просядем.
Да, обслуживание долга дорожает из-за высокой ключевой ставки и премии к ОФЗ. Но всё это «в бюджете» и управляемо: в 2025 проценты оцениваются ~2%ВВП. Это немало, конечно. Но сопоставимо с южноевропейской нормой и не тянет экономику на дно. Нужно понимать степень проблемы у западных стран: 2% ВВП на обслуживание при долге 15-16% ВВП не одно и тоже, что те же 2-3% при долге 90-120% ВВП.
Соцвыплаты в РФ остаются главным приоритетом (за скобками оборонный бюджет). В 2024 доля «социалки» в федеральных расходах — около 21% (исторический минимум по доле, но по абсолюту всё еще очень высокий уровень). Это вполне себе сигнал приоритета национальной политики: семьи и ветераны. Даже в «военном бюджете» экономить будут на другом. Урезания по социалке будут, но точечными и растянутыми, а не шоковыми. Такой план.
Ситуацию с финансами в РФ можно называть устойчивой. Как раз по рынку рублёвых заимствований и выводится эта характеристика. План на 2025 — около 4.8 трлн руб. ОФЗ с погашениями 1.4 трлн — чистый нетто-выпуск покроет дефицит без критической зависимости от внешних рынков. Параллельно Минфин режет «правило» — снижает отсечку цены нефти, чтобы меньше зависеть от сырьевой волатильности. Это помогает удлинить горизонт бюджетного планирования и дисциплинирует расходную часть.
Наконец, макрофакторы не выглядят рецессионными. «До рецессии еще далеко». После перегрева 2024 года власти вполне отработали «просадку». Жестко, но без кризисных сценариев. В этих условиях базовый сценарий по госдолгу: «дороже и затянуть пояса», но не «неподъемная нагрузка», как в прогнозе по западным странам. Для РФ норма ближайших лет (или даже десятилетий): умеренный рост долга с контролируемыми процентами. По фону точечная перенастройка соцрасходов и постепенная диверсификация доходов.
Скучный сценарий. Поэтому и рабочий. Не взлетим, но и не просядем.
Загрузка...
Ну и коротко про Россию.
Мы в иной ситуации. У нас демография очень не очень, у нас отток специалистов (хронический, к сожалению) и как следствие дефицит кадров на 2025 с негативным прогнозом на будущее. Нам нельзя перекрывать кислород квалифицированной миграции. Это важный канал пополнения экономики мозгами (и руками) нужного уровня.
Заслонка должна быть в другом месте: неквалифицированная миграция. Именно она показала низкую эффективность. Государство потратило ресурсы на легализацию, социальные выплаты, нагрузило инфраструктуру, а отдачи в росте производительности почти нет. Это дешёвая «затычка» для бюджета и доходы для «кого надо», но стратегически всё это разрушает рынок труда и мешает развитию. Должно быть строго: если тебе требуется завоз низкоквалифицированной силы, то ты неэффективная ячейка российской экономики. Ты должен уходить в прошлое и вытиснятся теми, кто показывает более высокую производительность труда. У нас же наоборот пока. Поощряется завод и низкая квалификация.
Главный выбор для Кремля простой: или они (очень определенные бенефициары) продолжают зарабатывать на «лёгких» сверхдоходах от потока неквалифицированной рабочей силы, или какая-то другая башня начинает перестраивать систему так, чтобы удерживать специалистов и привлекать нужных профессионалов.
Развилка — очевидная. Она родом из 2015-2020. Почему вопрос еще актуален в 2025 — я не понимаю. Нерешительность властей деструктивна. Заплатки ставить поздно. Нужно выбирать: или российский специалист+гибкая позиция по миграции специалитета, или «дешевый» мигрант за кучу денег с коллапсирующим рынком труда для местных. Или развитие, или отложенная катастрофа.
Мы в иной ситуации. У нас демография очень не очень, у нас отток специалистов (хронический, к сожалению) и как следствие дефицит кадров на 2025 с негативным прогнозом на будущее. Нам нельзя перекрывать кислород квалифицированной миграции. Это важный канал пополнения экономики мозгами (и руками) нужного уровня.
Заслонка должна быть в другом месте: неквалифицированная миграция. Именно она показала низкую эффективность. Государство потратило ресурсы на легализацию, социальные выплаты, нагрузило инфраструктуру, а отдачи в росте производительности почти нет. Это дешёвая «затычка» для бюджета и доходы для «кого надо», но стратегически всё это разрушает рынок труда и мешает развитию. Должно быть строго: если тебе требуется завоз низкоквалифицированной силы, то ты неэффективная ячейка российской экономики. Ты должен уходить в прошлое и вытиснятся теми, кто показывает более высокую производительность труда. У нас же наоборот пока. Поощряется завод и низкая квалификация.
Главный выбор для Кремля простой: или они (очень определенные бенефициары) продолжают зарабатывать на «лёгких» сверхдоходах от потока неквалифицированной рабочей силы, или какая-то другая башня начинает перестраивать систему так, чтобы удерживать специалистов и привлекать нужных профессионалов.
Развилка — очевидная. Она родом из 2015-2020. Почему вопрос еще актуален в 2025 — я не понимаю. Нерешительность властей деструктивна. Заплатки ставить поздно. Нужно выбирать: или российский специалист+гибкая позиция по миграции специалитета, или «дешевый» мигрант за кучу денег с коллапсирующим рынком труда для местных. Или развитие, или отложенная катастрофа.
Загрузка...
Трамп ввёл сбор в размере $100 тысяч за подачу визы H-1B, пишет Bloomberg. Это рабочая виза, которая позволяет компаниям из США нанимать высококвалифицированных специалистов из других стран с профильным образованием.
У США вот свой «кризис кадров» (нам бы такой «кризис»).
У них своя специфика. В США нет катастрофического дефицита населения (как, простите, в России) (ну или в Германии). Проблема Америки в другом: у них слишком много выпускников гуманитарных (угадайте чья аудитория с гендер-стадис, ага) и еще бизнес-школ, а слишком мало инженеров и математиков. Вузы массово штампуют «креативных менеджеров», а рынок требует профессиональных айтишников и разработчиков.
До сих пор разрыв закрывался за счёт иммиграции: Индия, Китай, Россия давали десятки тысяч инженеров и программистов. Теперь администрация Трампа решила прикрыть поток и заставить корпорации вкладываться в американцев, а не в импорт мозгов.
Идея в том, что: платить не индийцу $80к (который будет работать на $20к), а вложить эти 100к в подготовку местного выпускника. У корпораций есть эти деньги. У США есть для этого инфраструктура. Трамп реализует свой политически лозунг «рабочие места американцам». Делает Америку великой опять.
Важно понимать, что это очень американская тема. Скопировать не получится. США могут «закрыть» рынок труда, потому что волна притока капитала и технологий — сильная, а внутренняя демография — на хорошем уровне. Убираем одно и добавляем другое. И то, и то — имеется в наличии. Для других стран такой манёвр смертелен: закрыв границы для квалифицированных мигрантов, они останутся без кадров вообще.
Можно даже сказать, что Трамп начинает формировать «поколение Трампа». Студенчество ориентированное на интересы США. За республиканские интересы США.
Молодец.
Завидуем
У США вот свой «кризис кадров» (нам бы такой «кризис»).
У них своя специфика. В США нет катастрофического дефицита населения (как, простите, в России) (ну или в Германии). Проблема Америки в другом: у них слишком много выпускников гуманитарных (угадайте чья аудитория с гендер-стадис, ага) и еще бизнес-школ, а слишком мало инженеров и математиков. Вузы массово штампуют «креативных менеджеров», а рынок требует профессиональных айтишников и разработчиков.
До сих пор разрыв закрывался за счёт иммиграции: Индия, Китай, Россия давали десятки тысяч инженеров и программистов. Теперь администрация Трампа решила прикрыть поток и заставить корпорации вкладываться в американцев, а не в импорт мозгов.
Идея в том, что: платить не индийцу $80к (который будет работать на $20к), а вложить эти 100к в подготовку местного выпускника. У корпораций есть эти деньги. У США есть для этого инфраструктура. Трамп реализует свой политически лозунг «рабочие места американцам». Делает Америку великой опять.
Важно понимать, что это очень американская тема. Скопировать не получится. США могут «закрыть» рынок труда, потому что волна притока капитала и технологий — сильная, а внутренняя демография — на хорошем уровне. Убираем одно и добавляем другое. И то, и то — имеется в наличии. Для других стран такой манёвр смертелен: закрыв границы для квалифицированных мигрантов, они останутся без кадров вообще.
Можно даже сказать, что Трамп начинает формировать «поколение Трампа». Студенчество ориентированное на интересы США. За республиканские интересы США.
Молодец.
Завидуем
Загрузка...
Загрузка...
Про Трампа в Лондоне
За красивой картинкой королевских приемов и смен нарядов принцессами и первыми леди, скрывается один простой и банальный факт: Трамп приехал, чтобы сделать Трампа великим.
Больше ничего. Можно на этом заканчивать анализ этого визита. Тщеславное мероприятие тщеславного Президента, чтобы говорить всем, что он Первый Президент США который удостоился столь королевского приёма. Супер-пупер королевского ужина!
Все договоры-уговоры — вторичны. Всё было ради картинки. Пофоткаться, чтобы транслировать в США, что «Америка теперь самая горячая».
Собственно фактура политической составляющей (весьма блёклая и рамочная) не дает сомнений в том, что я прав. Ничего конкретно (за пределами уже имеющихся проспектов) не было подписано. Ничего острого не было озвучено во время и после. Можно даже сказать, что Трамп съездил на ужин и вернулся обратно в Америку. Тарелочник, ага.
Всё.
И я серьезно. Никаких разворотов по Украине, никакой жесткой риторики по Стармеру. Ни-че-го не было. Подписали документы в шатре и рядом с ним дали скучнейшую пресс-конференцию. Самая сенсационная новость — это про базы США в Афганистане. Возвращение в Афганистан.
За красивой картинкой королевских приемов и смен нарядов принцессами и первыми леди, скрывается один простой и банальный факт: Трамп приехал, чтобы сделать Трампа великим.
Больше ничего. Можно на этом заканчивать анализ этого визита. Тщеславное мероприятие тщеславного Президента, чтобы говорить всем, что он Первый Президент США который удостоился столь королевского приёма. Супер-пупер королевского ужина!
Все договоры-уговоры — вторичны. Всё было ради картинки. Пофоткаться, чтобы транслировать в США, что «Америка теперь самая горячая».
Собственно фактура политической составляющей (весьма блёклая и рамочная) не дает сомнений в том, что я прав. Ничего конкретно (за пределами уже имеющихся проспектов) не было подписано. Ничего острого не было озвучено во время и после. Можно даже сказать, что Трамп съездил на ужин и вернулся обратно в Америку. Тарелочник, ага.
Всё.
И я серьезно. Никаких разворотов по Украине, никакой жесткой риторики по Стармеру. Ни-че-го не было. Подписали документы в шатре и рядом с ним дали скучнейшую пресс-конференцию. Самая сенсационная новость — это про базы США в Афганистане. Возвращение в Афганистан.
Загрузка...
Загрузка...
Во-первых, господин Нечаев предлагает не самые «рабочие» способы борьбы с дефицитом бюджета.
Пошлины по недружественным? Это звучит, как если бы мы не ограничили до критических величин торговлю с этими самыми недружественными. У нас импорт, как раз, критическо-важной продукции. Обложить пошлинами лекарства?
Про тонировку даже говорить не буду. Это для бюджета РФ — на две зарплаты депутатам.
Майнинг фермы? Когда закончится СВО и энергетическая нагрузка будет, скажем так, стабильной. Без форс-мажоров всем известных, то можно подумать. А пока же это только создаст новых проблем для регионов.
Доходы мигрантов в цифре? Это давно пытаются сделать. По оценкам у нас где-то 20-30% — это серый рынок мигрантов и зп в конвертах. Т.е. налогов и взносов. Факт. Хотелось бы эти деньги в бюджет, но хотелось бы начать с того, что кто-то этих мигрантов завез и в серую трудоустроил. Т.е. это следствие, а не решение. Проблема не в том, что у мигрантов доходы не в цифре, а в том, что кто-то платит в серую. Если они нарушают уже существующее, то нарушат и цифровое. Проблема коррупционная, а не техническая.
Про ИИ я уже много писал за последнее время. Любое «внедрение» ИИ — это «создание» новых рабочих мест и затрат на обслуживание «внедрения». Т.е. мы экономим на чиновниках и открываем новую статью расходом на «ИИ вместо чиновников».
А во-вторых, я думаю, что увеличение НДС — это «два шага вперед и один назад». Сейчас нам рисуют страшный вариант, который коснется всех. Чтобы повысить градус тревоги. А потом случается повышение помягче и нам вроде окей. Знакомая схема. Рабочая.
Я думаю, что точно будет прогрессивная шкала НДФЛ. По сверхдоходам. Усиление уже взятого вектора. 15% для 5млн+ — это мало. Я думаю, что будет еще лестница и 20% от 10 млн и 25% — от 50 млн. Что-то такое.
+ закрепленный налог на сверхприбыль для госкомпаний. Не разовый, а обязательный. Вшитый в бюджет.
От себя добавлю, что закрывать дыру в бюджете и не придется, если будет жесткий контроль за госзакупками. Как только в этой сфере снизится (коррупционная) составляющая, то это сразу триллионы и будут. Там все дыры. В неэффективном расходовании средств. Когда постоянные корректировки и внесения поправок. Когда дофинансирование и прочее, прочее.
Нет, всё (семь раз) посчитал и сделал. Выполнил в срок. Чиновники нужны эффективные. Вот и бюджет без дыр. А налоги с людей в такой сложной для людей ситуации… ну, не знаю. Я бы всё же начал с головы, а не с хвоста.
Пошлины по недружественным? Это звучит, как если бы мы не ограничили до критических величин торговлю с этими самыми недружественными. У нас импорт, как раз, критическо-важной продукции. Обложить пошлинами лекарства?
Про тонировку даже говорить не буду. Это для бюджета РФ — на две зарплаты депутатам.
Майнинг фермы? Когда закончится СВО и энергетическая нагрузка будет, скажем так, стабильной. Без форс-мажоров всем известных, то можно подумать. А пока же это только создаст новых проблем для регионов.
Доходы мигрантов в цифре? Это давно пытаются сделать. По оценкам у нас где-то 20-30% — это серый рынок мигрантов и зп в конвертах. Т.е. налогов и взносов. Факт. Хотелось бы эти деньги в бюджет, но хотелось бы начать с того, что кто-то этих мигрантов завез и в серую трудоустроил. Т.е. это следствие, а не решение. Проблема не в том, что у мигрантов доходы не в цифре, а в том, что кто-то платит в серую. Если они нарушают уже существующее, то нарушат и цифровое. Проблема коррупционная, а не техническая.
Про ИИ я уже много писал за последнее время. Любое «внедрение» ИИ — это «создание» новых рабочих мест и затрат на обслуживание «внедрения». Т.е. мы экономим на чиновниках и открываем новую статью расходом на «ИИ вместо чиновников».
А во-вторых, я думаю, что увеличение НДС — это «два шага вперед и один назад». Сейчас нам рисуют страшный вариант, который коснется всех. Чтобы повысить градус тревоги. А потом случается повышение помягче и нам вроде окей. Знакомая схема. Рабочая.
Я думаю, что точно будет прогрессивная шкала НДФЛ. По сверхдоходам. Усиление уже взятого вектора. 15% для 5млн+ — это мало. Я думаю, что будет еще лестница и 20% от 10 млн и 25% — от 50 млн. Что-то такое.
+ закрепленный налог на сверхприбыль для госкомпаний. Не разовый, а обязательный. Вшитый в бюджет.
От себя добавлю, что закрывать дыру в бюджете и не придется, если будет жесткий контроль за госзакупками. Как только в этой сфере снизится (коррупционная) составляющая, то это сразу триллионы и будут. Там все дыры. В неэффективном расходовании средств. Когда постоянные корректировки и внесения поправок. Когда дофинансирование и прочее, прочее.
Нет, всё (семь раз) посчитал и сделал. Выполнил в срок. Чиновники нужны эффективные. Вот и бюджет без дыр. А налоги с людей в такой сложной для людей ситуации… ну, не знаю. Я бы всё же начал с головы, а не с хвоста.
Загрузка...
Почти 12 тыс. первокурсников в этом году решили учиться по новым программам в рамках национальной системы высшего образования, которая вводится вместо прежней «болонской системы».
А это ведь смена вывески, да?
Я к тому, что «национальная система высшего образования» — это специалитет, который никуда и не уходил, да?
И, например, в 2023 году по целевой квоте на специалитет обучалось 125к студентов. При общем числе студентов в 1.2 млн — это у нас 10-15%
Т.е. весь этот (высокооплачиваемый) переход на национальное — это расширение специалитета, который никуда и не уходил, а существовал все эти годы параллельно.
Отмечу отдельно, что «такое количество дипломов нам не нужно». Высшее образование в период 2025-2030 не будет актуально в той степени, в которой оно было востребовано ранее. Это видно по рынку труда и запросам по кадрам.
Я продолжу настаивать на том, что «рынок дипломов» перегрет. Не хватает рук, а не «дипломов». Об этом я писал отдельно в цикле про кризис кадров. Не всем нужно (и выгодно) высшее образование. (https://t.me/npodgornov/16418) Поэтому, хотелось бы видеть этот переход на национальное, как сокращение «болонского». Т.е. не столько рост специалитета — сколько меньше «болонской». Чтобы не 1.2 млн бежали за дипломом, а на 20-30% (а лучше на 50%) — меньше. А свободные студенческие кадры уходили в сторону прикладных профессий. Там где кадровый голод и потенциал роста для экономики.
А это ведь смена вывески, да?
Я к тому, что «национальная система высшего образования» — это специалитет, который никуда и не уходил, да?
И, например, в 2023 году по целевой квоте на специалитет обучалось 125к студентов. При общем числе студентов в 1.2 млн — это у нас 10-15%
Т.е. весь этот (высокооплачиваемый) переход на национальное — это расширение специалитета, который никуда и не уходил, а существовал все эти годы параллельно.
Отмечу отдельно, что «такое количество дипломов нам не нужно». Высшее образование в период 2025-2030 не будет актуально в той степени, в которой оно было востребовано ранее. Это видно по рынку труда и запросам по кадрам.
Я продолжу настаивать на том, что «рынок дипломов» перегрет. Не хватает рук, а не «дипломов». Об этом я писал отдельно в цикле про кризис кадров. Не всем нужно (и выгодно) высшее образование. (https://t.me/npodgornov/16418) Поэтому, хотелось бы видеть этот переход на национальное, как сокращение «болонского». Т.е. не столько рост специалитета — сколько меньше «болонской». Чтобы не 1.2 млн бежали за дипломом, а на 20-30% (а лучше на 50%) — меньше. А свободные студенческие кадры уходили в сторону прикладных профессий. Там где кадровый голод и потенциал роста для экономики.
Загрузка...
Про долговые проблемы Франции.
Франция действительно давно уже живёт в долг. Это не что-то из мемов про загнивающую Европу, а голая статистика: государственный долг перевалил за 110% ВВП, дефицит бюджета остаётся выше 5% ВВП, а расходы на социальные трансферты удерживаются на рекордном уровне в 30% ВВП (один из самых высоких уровней в мире). В этой математике весь парадокс: французские пенсионеры сейчас богаче работающего населения. В среднем их доходы на 1% выше зарплат трудоспособных граждан. Для сравнения: в Германии, Канаде и большинстве развитых стран пенсии ниже доходов на 5-30%.
Это перевёрнутая социальная пирамида: молодые кормят не старших, а платят за государственный долг. Пока ставки были нулевые, эта конструкция казалась устойчивой. Но мир дешёвых денег закончился, и Париж столкнулся с жестокой реальностью: доходность 10-летних OAT (облигаций французского казначейства) уверенно движется к отметке 3,5–4% (высокий уровень), спрэд с немецкими бондами растёт к символической границе в 100 базисных пунктов. Для инвесторов это сигнал — Франция превращается из ядра еврозоны в её слабое звено. Т.е. во Францию никто не верит. И прежде всего во Францию не верит сама Франция, повышая заимствования, а не увеличивая доходы.
Варианты для выхода из кризиса есть. Их всего три.
Повысить налоги. Но налоговая нагрузка и так выше 45% ВВП, добавлять ещё значит окончательно задушить частный сектор.
Можно урезать пенсии и соцвыплаты. Но это социальный взрыв, массовые протесты и политическая нестабильность. Опыт реформы 2023 года показал что даже символическое повышение пенсионного возраста до 64 вызвало месяцы забастовок.
И конечно есть вариант — накапливать долг и ждать чуда (конфискации активов РФ и ресурсов РФ). То, что и делают сейчас. За что буквально сейчас и воюют. Но тут время поджимает, потому что через пару лет обслуживание долга будет стоить столько же, сколько образование или оборона.
Франция рискует стать первой доминошкой падения западной модели социального государства. Если здесь пенсионеры уже живут лучше работающих, а финансирование держится исключительно на заимствованиях, то вопрос не «если», а «когда» произойдёт слом всей конструкции. И в тот момент, когда Париж будет вынужден резать расходы, Брюссель получит удар по всей системе: Италия и Испания окажутся следующими, Германия — под давлением собственных демографических проблем, также долго не протянет, а Британия со сломанной системой NHS и кризисом социальных фондов может «рвануть» даже раньше Франции.
Социальное государство в Европе возникло после войны как ответ на бедность и демографический рост. Сегодня оно превращается в обузу на фоне стареющего населения, низкой производительности и дорогих денег. Франция одной из первых сталкивается с невозможностью платить по счетам. За ней падение пойдёт цепочкой: пенсионная система, секвестр здравоохранения, урезание пособий, льгот. На этом фоне рост (еще больший и радикализированный) крайних (и левых, и правых) партий.
Западная социальная политика держалась на двух китах: молодые работали, а старые активно потребляли. А дешевое кредитование «страховало» небольшие диспбалансы. Когда же баланс резко сместился, то началось разрушение всего здания. Франция просто оказалась первой, где действующая власть поставила на всё на сектор «чудо». За ней в пропасть летит Британия, но там кризис с еще более глубокими противоречиями.
Франция действительно давно уже живёт в долг. Это не что-то из мемов про загнивающую Европу, а голая статистика: государственный долг перевалил за 110% ВВП, дефицит бюджета остаётся выше 5% ВВП, а расходы на социальные трансферты удерживаются на рекордном уровне в 30% ВВП (один из самых высоких уровней в мире). В этой математике весь парадокс: французские пенсионеры сейчас богаче работающего населения. В среднем их доходы на 1% выше зарплат трудоспособных граждан. Для сравнения: в Германии, Канаде и большинстве развитых стран пенсии ниже доходов на 5-30%.
Это перевёрнутая социальная пирамида: молодые кормят не старших, а платят за государственный долг. Пока ставки были нулевые, эта конструкция казалась устойчивой. Но мир дешёвых денег закончился, и Париж столкнулся с жестокой реальностью: доходность 10-летних OAT (облигаций французского казначейства) уверенно движется к отметке 3,5–4% (высокий уровень), спрэд с немецкими бондами растёт к символической границе в 100 базисных пунктов. Для инвесторов это сигнал — Франция превращается из ядра еврозоны в её слабое звено. Т.е. во Францию никто не верит. И прежде всего во Францию не верит сама Франция, повышая заимствования, а не увеличивая доходы.
Варианты для выхода из кризиса есть. Их всего три.
Повысить налоги. Но налоговая нагрузка и так выше 45% ВВП, добавлять ещё значит окончательно задушить частный сектор.
Можно урезать пенсии и соцвыплаты. Но это социальный взрыв, массовые протесты и политическая нестабильность. Опыт реформы 2023 года показал что даже символическое повышение пенсионного возраста до 64 вызвало месяцы забастовок.
И конечно есть вариант — накапливать долг и ждать чуда (конфискации активов РФ и ресурсов РФ). То, что и делают сейчас. За что буквально сейчас и воюют. Но тут время поджимает, потому что через пару лет обслуживание долга будет стоить столько же, сколько образование или оборона.
Франция рискует стать первой доминошкой падения западной модели социального государства. Если здесь пенсионеры уже живут лучше работающих, а финансирование держится исключительно на заимствованиях, то вопрос не «если», а «когда» произойдёт слом всей конструкции. И в тот момент, когда Париж будет вынужден резать расходы, Брюссель получит удар по всей системе: Италия и Испания окажутся следующими, Германия — под давлением собственных демографических проблем, также долго не протянет, а Британия со сломанной системой NHS и кризисом социальных фондов может «рвануть» даже раньше Франции.
Социальное государство в Европе возникло после войны как ответ на бедность и демографический рост. Сегодня оно превращается в обузу на фоне стареющего населения, низкой производительности и дорогих денег. Франция одной из первых сталкивается с невозможностью платить по счетам. За ней падение пойдёт цепочкой: пенсионная система, секвестр здравоохранения, урезание пособий, льгот. На этом фоне рост (еще больший и радикализированный) крайних (и левых, и правых) партий.
Западная социальная политика держалась на двух китах: молодые работали, а старые активно потребляли. А дешевое кредитование «страховало» небольшие диспбалансы. Когда же баланс резко сместился, то началось разрушение всего здания. Франция просто оказалась первой, где действующая власть поставила на всё на сектор «чудо». За ней в пропасть летит Британия, но там кризис с еще более глубокими противоречиями.
Загрузка...
Про вчерашний Лондон.
Лондонский митинг «Соединим королевство» оказался одновременно рекордным по фактуре и… пустым по содержанию. 110 тысяч человек по официальным источникам и более двух миллионов по неофициальным. Прекрасная картинка с британскими флагами. С английскими флагами на берберийских львах Трафальгарской площади. Речи и кричалки про «спасении Британии». Илон Маск на экране призывает к смене правительства. Земмур с привычным «великим замещением». Всё выглядело как исторический марш. Но в реальности и по итогу — это была тщательно срежиссированная постановка.
Полиция стянула силы заранее, согласовала маршрут, разделяла колонны, изолировала толпу. Точечно вытаскивала зачинщиков. 26 полицейских получили травмы, но в целом центр Лондона пережил не революцию, а спектакль с управляемым хаосом. Власти сделали ставку на понятную логику: дать толпе пройти по центру, проораться, показать себя, а потом отчитаться об арестах, пригрозить «радикалам» и вернуться к повседневной рутине.
Это не признание правоты протестующих. Это техника «выпустить пар». Стармер и его кабинет прекрасно понимают: без радикализации уличное движение не имеет веса. «Красивая картинка» с флагами ничего не меняет. Нужны стычки и погромы. Но стоит протесту перейти эту грань и это уже «плохая картинка» с горящими машинами и насилием. А она работает не на протестующих, а на саму власть. Легализует жесткий ответ. Легализует обвинение властей в «расисткой позиции» и «ультроправом бандитизме» и так далее.
Отдельно про Томми Робинсона, которого ещё недавно называли изгоем и топили в арестах. Вчера он получил шанс сыграть роль лидера. Толпа скандировала его имя. Его поддержал Маск. Но и всё. Никто из серьезных политиков не решился ассоциировать себя с этим митингом и Робинсоном. Вернуться в большую политику Томми вряд ли дадут: именно потому, что он удобен в нынешнем формате, как громкая фигура для спектакля, а не как реальная сила. Его «оружие» — это радикальный выпад и открытый протест, а не лозунги и болтовня. Без погромов — он безопасен.
Это главный итог вчерашнего дня. Правительство продемонстрировало новый стиль работы: не запрещать, не разгонять, а контролировать. Старое доброе: Let them march/Пропусти их маршировать. И тем самым обесценивать протест ещё до того, как он начнёт что-то менять. Миллионные толпы вчера ничего не изменили. Власть осталась на месте и даже не обратила особое внимание на произошедшее.
Лондонский митинг «Соединим королевство» оказался одновременно рекордным по фактуре и… пустым по содержанию. 110 тысяч человек по официальным источникам и более двух миллионов по неофициальным. Прекрасная картинка с британскими флагами. С английскими флагами на берберийских львах Трафальгарской площади. Речи и кричалки про «спасении Британии». Илон Маск на экране призывает к смене правительства. Земмур с привычным «великим замещением». Всё выглядело как исторический марш. Но в реальности и по итогу — это была тщательно срежиссированная постановка.
Полиция стянула силы заранее, согласовала маршрут, разделяла колонны, изолировала толпу. Точечно вытаскивала зачинщиков. 26 полицейских получили травмы, но в целом центр Лондона пережил не революцию, а спектакль с управляемым хаосом. Власти сделали ставку на понятную логику: дать толпе пройти по центру, проораться, показать себя, а потом отчитаться об арестах, пригрозить «радикалам» и вернуться к повседневной рутине.
Это не признание правоты протестующих. Это техника «выпустить пар». Стармер и его кабинет прекрасно понимают: без радикализации уличное движение не имеет веса. «Красивая картинка» с флагами ничего не меняет. Нужны стычки и погромы. Но стоит протесту перейти эту грань и это уже «плохая картинка» с горящими машинами и насилием. А она работает не на протестующих, а на саму власть. Легализует жесткий ответ. Легализует обвинение властей в «расисткой позиции» и «ультроправом бандитизме» и так далее.
Отдельно про Томми Робинсона, которого ещё недавно называли изгоем и топили в арестах. Вчера он получил шанс сыграть роль лидера. Толпа скандировала его имя. Его поддержал Маск. Но и всё. Никто из серьезных политиков не решился ассоциировать себя с этим митингом и Робинсоном. Вернуться в большую политику Томми вряд ли дадут: именно потому, что он удобен в нынешнем формате, как громкая фигура для спектакля, а не как реальная сила. Его «оружие» — это радикальный выпад и открытый протест, а не лозунги и болтовня. Без погромов — он безопасен.
Это главный итог вчерашнего дня. Правительство продемонстрировало новый стиль работы: не запрещать, не разгонять, а контролировать. Старое доброе: Let them march/Пропусти их маршировать. И тем самым обесценивать протест ещё до того, как он начнёт что-то менять. Миллионные толпы вчера ничего не изменили. Власть осталась на месте и даже не обратила особое внимание на произошедшее.
Загрузка...
Господа, все эти санкции и пошлины в отношении стран торгующих с РФ, ограничения по визам и прочая санкционная бюрократия ЕС — происходят ради санкционной бюрократии ЕС.
Где-то с 10-12 пакета ЕС перестала быть значимым игроком. Где-то с подрыва Северных потоков. Они могут навредить только Венгрии и Словакии, но не России.
ЕС продолжает попытки актуализировать себя за столом переговоров. В ответ на этот запрос Вашингтон заявил: «сделайте что-то значимое». Проявите себя в давлении на РФ, если вы просите что-то от нас. Мы (Вашингтон) не хотим. Мы видим выгоду в переговорах и договорах с РФ. Но если вы вдруг принесете в Белый дом торговый договор с Индией, то нам окей.
Примерно такой же расклад. Вашингтон требует от ЕС, чтобы те давили на Индию, чтобы та уступила Вашингтону. Вот и вся партия. Или сыграйте в пользу США или не просите ничего.
А Европа не может себе позволить жесткую энергетическую политику. Потому что и без жесткости уже еле-ели. Поэтому, ищет «хоть что-то». Хоть какие-то параметры будущих санкций и планы по началу давления, чтобы убедить Вашингтон, что они стараются ради папочки Трампа. Чтобы Трамп не отворачивался от Украины. Чтобы Трамп не отворачивался от Европы. Чтобы были хоть какие-то деньги и надежда.
У этих двух тоже конфликт и противостояние (а оно всё же есть и конфронтация никуда не делась) на износ. Трамп не хочет тратить на ЕС слишком много сил, видя, что «само загнивает». ЕС считает в ответ, что удержится еще цикл, а там после Трампа может случиться и что-то новое. У каждой стороны плохой прогноз по рейтингам и динамика вниз. Но у ЕС — это привычная ситуация и цементирующее (как им кажется) бюрократическое ядро. А у Трампа выборы в Конгресс и всё может изменится.
Для Кремля расклад простой. Наблюдать и не делать резких движений. Быть готовым на сближение на своих условиях. Быть готовым к эскалации с теми незначительными издержками, которые еще могут быть от ЕС и Вашингтона. Еще год-два такой спокойной уверенной работы, с акцентом на внутреннее переустройство, и будет приличный выход из всего этого конфликта.
Где-то с 10-12 пакета ЕС перестала быть значимым игроком. Где-то с подрыва Северных потоков. Они могут навредить только Венгрии и Словакии, но не России.
ЕС продолжает попытки актуализировать себя за столом переговоров. В ответ на этот запрос Вашингтон заявил: «сделайте что-то значимое». Проявите себя в давлении на РФ, если вы просите что-то от нас. Мы (Вашингтон) не хотим. Мы видим выгоду в переговорах и договорах с РФ. Но если вы вдруг принесете в Белый дом торговый договор с Индией, то нам окей.
Примерно такой же расклад. Вашингтон требует от ЕС, чтобы те давили на Индию, чтобы та уступила Вашингтону. Вот и вся партия. Или сыграйте в пользу США или не просите ничего.
А Европа не может себе позволить жесткую энергетическую политику. Потому что и без жесткости уже еле-ели. Поэтому, ищет «хоть что-то». Хоть какие-то параметры будущих санкций и планы по началу давления, чтобы убедить Вашингтон, что они стараются ради папочки Трампа. Чтобы Трамп не отворачивался от Украины. Чтобы Трамп не отворачивался от Европы. Чтобы были хоть какие-то деньги и надежда.
У этих двух тоже конфликт и противостояние (а оно всё же есть и конфронтация никуда не делась) на износ. Трамп не хочет тратить на ЕС слишком много сил, видя, что «само загнивает». ЕС считает в ответ, что удержится еще цикл, а там после Трампа может случиться и что-то новое. У каждой стороны плохой прогноз по рейтингам и динамика вниз. Но у ЕС — это привычная ситуация и цементирующее (как им кажется) бюрократическое ядро. А у Трампа выборы в Конгресс и всё может изменится.
Для Кремля расклад простой. Наблюдать и не делать резких движений. Быть готовым на сближение на своих условиях. Быть готовым к эскалации с теми незначительными издержками, которые еще могут быть от ЕС и Вашингтона. Еще год-два такой спокойной уверенной работы, с акцентом на внутреннее переустройство, и будет приличный выход из всего этого конфликта.
Загрузка...
Wildberries & Russ внедрит возможность бронировать и оплачивать туры как по России, так и за границу через сайт и мобильное приложение маркетплейса – ТАСС.
Пока все обсуждают, что MAX от VK — это будущий суперапп в стиле WeChat, настоящая супер-экосистема незаметно выросла у Wildberries.
Что уже есть? Маркетплейс, как ядро — это одежда, техника, продукты, книги, всё подряд. Финансы — это WB Bank, карты, кредиты, рассрочки, платежи. Страхование — полисы ОСАГО, ДМС, страхование путешествий. Недвижимость — аренда и покупка квартир через платформу. Авто — покупка подержанных машин и связанных услуг. Медицина и услуги — через страховые и партнёрские сервисы. Туризм — теперь вот бронирование и оплата туров.
То есть перед нами платформа, которая шаг за шагом захватывает все массовые сферы спроса. Причём без лишнего пиара. Если VK идёт от коммуникаций к сервисам, то Wildberries строит всё от торговли и транзакций. А торговля — это куда надёжнее: деньги крутятся сразу.
Что дальше? Оплата ЖКХ и госуслуг. Логичный заход: человек заходит оплатить электричество и остаётся купить чайник или тур по Волге. Видео и рост сетевого контента. Китайский опыт, я о нем говорил, что прямые эфиры и короткие видеообзоры стали главным двигателем онлайн-продаж. У WB уже есть отзывы и рейтинги, есть «сторис». Нужен полноценный «телеканал». Только в формате современной сетевой видеоплатформы.
Осторожно предположу, что в итоге Wildberries&Russ дотянутся и до видеоконтента. Своя кино-сериальная, музыкальная платформа.
Осторожно предположу, что на базе WB будут выпускаться смартфоны с интеграцией платежей, маркетплейса, видео, аудио и всего всего.
Логично пойти дальше и предположить, что WB зайдет и в сегмент чистых соцсетей. Т.е. конкуренция с Max, Яндекс и Телеграм. Но вот тут сложней. Китайский опыт показывает, что «традиционные» соцсети не приносят продажи, а ядро маркетплейса WB естественно сохранит. Скорее WB — это про «новые» соцсети. Вертикальные видео и стриминг. Купят Likee, например.
В итоге Wildberries уже как минимум «русский Taobao + Alipay», если уж сравниваем с Азией. То есть платформа, через которую закрывается добрая половина бытовых операций: от покупки куртки до страховки, от оплаты коммуналки до бронирования туров.
Тихая стратегия оказалась эффективнее громких обещаний. Привет, Макс! Настоящее супер-приложение в России рождается не из мессенджера, а из корзины с товарами.
Пока все обсуждают, что MAX от VK — это будущий суперапп в стиле WeChat, настоящая супер-экосистема незаметно выросла у Wildberries.
Что уже есть? Маркетплейс, как ядро — это одежда, техника, продукты, книги, всё подряд. Финансы — это WB Bank, карты, кредиты, рассрочки, платежи. Страхование — полисы ОСАГО, ДМС, страхование путешествий. Недвижимость — аренда и покупка квартир через платформу. Авто — покупка подержанных машин и связанных услуг. Медицина и услуги — через страховые и партнёрские сервисы. Туризм — теперь вот бронирование и оплата туров.
То есть перед нами платформа, которая шаг за шагом захватывает все массовые сферы спроса. Причём без лишнего пиара. Если VK идёт от коммуникаций к сервисам, то Wildberries строит всё от торговли и транзакций. А торговля — это куда надёжнее: деньги крутятся сразу.
Что дальше? Оплата ЖКХ и госуслуг. Логичный заход: человек заходит оплатить электричество и остаётся купить чайник или тур по Волге. Видео и рост сетевого контента. Китайский опыт, я о нем говорил, что прямые эфиры и короткие видеообзоры стали главным двигателем онлайн-продаж. У WB уже есть отзывы и рейтинги, есть «сторис». Нужен полноценный «телеканал». Только в формате современной сетевой видеоплатформы.
Осторожно предположу, что в итоге Wildberries&Russ дотянутся и до видеоконтента. Своя кино-сериальная, музыкальная платформа.
Осторожно предположу, что на базе WB будут выпускаться смартфоны с интеграцией платежей, маркетплейса, видео, аудио и всего всего.
Логично пойти дальше и предположить, что WB зайдет и в сегмент чистых соцсетей. Т.е. конкуренция с Max, Яндекс и Телеграм. Но вот тут сложней. Китайский опыт показывает, что «традиционные» соцсети не приносят продажи, а ядро маркетплейса WB естественно сохранит. Скорее WB — это про «новые» соцсети. Вертикальные видео и стриминг. Купят Likee, например.
В итоге Wildberries уже как минимум «русский Taobao + Alipay», если уж сравниваем с Азией. То есть платформа, через которую закрывается добрая половина бытовых операций: от покупки куртки до страховки, от оплаты коммуналки до бронирования туров.
Тихая стратегия оказалась эффективнее громких обещаний. Привет, Макс! Настоящее супер-приложение в России рождается не из мессенджера, а из корзины с товарами.
Загрузка...
В России хотят запретить продавать шоколадки у касс из-за эпидемии ожирения в стране. За лишними калориями тянутся как взрослые, так и дети, сообщают эксперты. Также общественники активно требуют запретить открытие точек фастфуда, которые отравляют «мусорной едой» граждан.
Где-то раз в месяц у меня выходит текст про «ожирение в РФ».
Ну и давайте еще напишем (а потом еще и еще).
Все эти запреты газировок и сладкого, ограничения по фастфуду — это «косметика». Неплохо, когда в комплексе мер, но плохо, когда выпячивают как «борьбу с ожирением» и на этом всё. Умыли руки — убрав сладкое с прилавков.
Так не пойдет. Запреты — нужны, но они не дают эффект без системной работы по переменам в образе жизни. Эпидемия ожирения — это не столько про то, что «едят запрещенное», сколько про то, что «не делают нужное». Т.е. не про отказ от чего, а про отсутствие чего-то. Людям не хватает физической активности и здоровой пищи. Запрещая шоколадку и сахарсодержащую газировку автоматически не появляется руккола и две тренировки в неделю.
Национальная политика в этом вопросе не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы создавать.
Например, доступную инфраструктуру для спорта. Есть она? Дворовые спортплощадки, бесплатные секции для детей. Вот это системная борьба с детским ожирением.
Я давно предлагал сделать налоговые льготы бизнесу, который открывает фитнес-клубы «у дома» с абонементом дешевле интернет-подписки. У нас есть губернаторы, которые борются с засильем Красного и Белого в формате «у дома». Вот им идея для алкогользамещения.
Второе, что нужно создавать — это доступ к здоровой еде. Субсидировать овощи и фрукты, чтобы яблоки и апельсины были дешевле пачки чипсов и шоколадки. «Здоровые полки» — о чем я постоянно говорю. Подход не в том, чтобы «спрятать шоколадку подальше», а в том, чтобы выставить «здоровую полку поближе». Это большая разница. На видном месте и в приоритете — здоровая еда. Это меняет образ жизни и пищевые привычки.
В этом ключе должно идти всё «морализаторство». Не «Сладкое — это плохо», а «Здоровья еда — это вкусное и полезное. Недорого. Как приготовить и что купить?»
Отдельно можно обсуждать, как пищевые привычки закладываются в детстве через школьное питание. Но это совсем большая тема с множеством «но и если».
Последнее, что я бы добавил — нужна «цифра». Это важнейшее. Нужны сканнеры и куаркоды. Нужны приложения по подсчетам калорий. Нужны «челленджи» и баллы за здоровое питание. Без этого в 21 веке никуда. Тоже отдельная большая тема. Я её часто поднимаю.
Где-то раз в месяц у меня выходит текст про «ожирение в РФ».
Ну и давайте еще напишем (а потом еще и еще).
Все эти запреты газировок и сладкого, ограничения по фастфуду — это «косметика». Неплохо, когда в комплексе мер, но плохо, когда выпячивают как «борьбу с ожирением» и на этом всё. Умыли руки — убрав сладкое с прилавков.
Так не пойдет. Запреты — нужны, но они не дают эффект без системной работы по переменам в образе жизни. Эпидемия ожирения — это не столько про то, что «едят запрещенное», сколько про то, что «не делают нужное». Т.е. не про отказ от чего, а про отсутствие чего-то. Людям не хватает физической активности и здоровой пищи. Запрещая шоколадку и сахарсодержащую газировку автоматически не появляется руккола и две тренировки в неделю.
Национальная политика в этом вопросе не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы создавать.
Например, доступную инфраструктуру для спорта. Есть она? Дворовые спортплощадки, бесплатные секции для детей. Вот это системная борьба с детским ожирением.
Я давно предлагал сделать налоговые льготы бизнесу, который открывает фитнес-клубы «у дома» с абонементом дешевле интернет-подписки. У нас есть губернаторы, которые борются с засильем Красного и Белого в формате «у дома». Вот им идея для алкогользамещения.
Второе, что нужно создавать — это доступ к здоровой еде. Субсидировать овощи и фрукты, чтобы яблоки и апельсины были дешевле пачки чипсов и шоколадки. «Здоровые полки» — о чем я постоянно говорю. Подход не в том, чтобы «спрятать шоколадку подальше», а в том, чтобы выставить «здоровую полку поближе». Это большая разница. На видном месте и в приоритете — здоровая еда. Это меняет образ жизни и пищевые привычки.
В этом ключе должно идти всё «морализаторство». Не «Сладкое — это плохо», а «Здоровья еда — это вкусное и полезное. Недорого. Как приготовить и что купить?»
Отдельно можно обсуждать, как пищевые привычки закладываются в детстве через школьное питание. Но это совсем большая тема с множеством «но и если».
Последнее, что я бы добавил — нужна «цифра». Это важнейшее. Нужны сканнеры и куаркоды. Нужны приложения по подсчетам калорий. Нужны «челленджи» и баллы за здоровое питание. Без этого в 21 веке никуда. Тоже отдельная большая тема. Я её часто поднимаю.
Загрузка...
Кто давно со мной и читает много лет, то знает, что я постоянно обращаю ваше внимание на то, что для Америке самое главное — это Америка. Внутриамериканские дела. Для Трампа борьба с Китаем, с ЕС, звонки и встречи с Путным всегда происходят через призму борьбы с демократами, с оглядкой на внутрипартийную динамику.
И говоря на языке последних лет: сейчас очередной раунд эскалации этих внутриполитических процессов. Самых главных для Америки. Трамп будет бить по оппонентам. Оппоненты в ответ защищаться и бить своих, чужих и всех подряд. Трамп также будет бить по своим. Сплачивать ряды и призывать новых сторонников. Или старых. Думается, что Илона Масковича могут и вернуть в Белый дом или хотя бы на лужайку. Его медийный радикализм сейчас придется ко двору.
В общем, Америка продолжит жить своей американской жизнью. Мы немного увлеклись мыслью, что она развернулась и к нам, и к другим. К мирным процессам во всем мире. Что ей события на Украине и саммиты ШОС важны и первостепенны. Нет. Это к нам через сито долетало только это. Но Америке важен штат Юта и молодая семья харизматичного республиканца. Убийства в американских автобусах, а не взрывы в далеких европейских странах.
И говоря на языке последних лет: сейчас очередной раунд эскалации этих внутриполитических процессов. Самых главных для Америки. Трамп будет бить по оппонентам. Оппоненты в ответ защищаться и бить своих, чужих и всех подряд. Трамп также будет бить по своим. Сплачивать ряды и призывать новых сторонников. Или старых. Думается, что Илона Масковича могут и вернуть в Белый дом или хотя бы на лужайку. Его медийный радикализм сейчас придется ко двору.
В общем, Америка продолжит жить своей американской жизнью. Мы немного увлеклись мыслью, что она развернулась и к нам, и к другим. К мирным процессам во всем мире. Что ей события на Украине и саммиты ШОС важны и первостепенны. Нет. Это к нам через сито долетало только это. Но Америке важен штат Юта и молодая семья харизматичного республиканца. Убийства в американских автобусах, а не взрывы в далеких европейских странах.
Загрузка...
И переходим к следующей (IV) части цикла #кризискадров
Напомню, что уже поставили диагноз, также я рассмотрел допущенные ошибки и предложил три уровня решений. Сегодня отдельно поговорим про автоматизацию и роботизированное будущее (настоящее?).
Когда заходит речь о кадровом кризисе, рано или поздно кто-нибудь обязательно скажет: «Роботы всех заменят». Это удобная позиция, чиновники её обожают, она позволяет не решать проблему здесь и сейчас, переложив ответственность на технологии будущего. На чиновников будущее. А прямо сейчас строить планы и рисовать дорожные карты по внедрению. Реальность, как всегда, сложнее: автоматизация действительно может закрыть приличную часть кадровых дыр, но далеко не все и не везде. И уж точно не так быстро, как хотелось бы чиновникам.
Разделим наше обсуждение на две составляющих. Где роботы уже работают, а где не стоит (пока) рассчитывать на прорывы. Первая сфера: логистика. Роботы сильно повлияли на современную логистику. Складской комплекс из 21 века может функционировать с минимумом персонала. Роботы-погрузчики, автоматические сортировщики, системы управления складом (WMS) — всё это уже работает и работает эффективно.
Wildberries в Электростали запустил склад, где из 3000 сотрудников старого формата осталось 400. Остальных заменили автоматические линии сортировки и роботизированные тележки. Производительность выросла в 4 раза, количество ошибок снизилось на 87%. X5 Retail Group («Пятёрочка» и «Перекрёсток») автоматизировал распределительные центры: системы автоматически формируют заказы, оптимизируют маршруты, контролируют остатки. Результат – сокращение потребности в кладовщиках и логистах на десятки процентов. Ozon также строит сеть автоматизированных сортировочных центров: конвейеры и роботы-сортировщики позволяют обрабатывать миллионы заказов в сутки с минимальным числом сотрудников.
Это работает уже сейчас. Это российский опыт. Это можно и нужно масштабировать.
Вторая сфера: системы автоматизации бухгалтерского учёта уже сейчас могут выполнять до 80% рутинных операций. «Контур» и «1С» за последние годы довели свои системы до уровня, когда первичные документы обрабатываются автоматически, налоговая отчётность формируется без участия человека, даже акты сверки происходят в автоматическом режиме. Крупные компании идут еще дальше. Северсталь внедрила RPA-систему: программные роботы автоматически извлекают данные из счетов, накладных и актов, сверяют их корректность и вносят в систему. Раньше это делали десятки сотрудников, теперь несколько контролёров.
Это хорошие кейсы, но есть сферы, где автоматизация буксует.
Как ни странно, но производство. Казалось бы, именно производство должно быть главным бенефициаром роботизации. Но тут у нас российская реальность вносит коррективы. Да, новый завод можно спроектировать под роботов. Но что делать с тысячами существующих предприятий?
АвтоВАЗ потратил миллиарды на роботизацию сварочного производства. Результат есть: качество сварки выросло, брак снизился. Но для обслуживания роботизированной линии нужны высококвалифицированные наладчики, которых… правильно, катастрофически не хватает. Робот не может сам себя починить, перенастроить под новую задачу, адаптировать под изменившиеся условия.
Ещё сложнее с мелкосерийным производством, которое составляет основу российской промышленности. Робот мега-эффективен, когда делает миллион одинаковых операций. Но если нужно произвести 100 деталей одного типа, потом 50 другого, потом 200 третьего — куда проще и дешевле использовать универсального человека.
Кстати, именно здесь особенно видно отставание России. По плотности промышленных роботов мы на уровне ~6 роботов на 10 тыс. сотрудников, тогда как мировое среднее: около 162, а в Южной Корее – свыше 400.
Далее поговорим про то, что я называл «парадокс сантехника». Есть известный мем: ИИ скорее заменит юриста, чем сантехника. И это не шутка. Это жестокая реальность, в которую мы в РФ уперлись.
Работа сантехника — это каждый раз уникальная задача. Разные квартиры, разные трубы, разные проблемы. Нужно оценить ситуацию, принять нестандартное решение, импровизировать с материалами. Робот, способный на всё это, будет стоить как космический корабль.
То же касается электриков, строителей-отделочников, ремонтников бытовой техники. Их работа требует адаптивности, которая роботам пока недоступна. И в обозримом будущем не будет доступна по разумной цене.
Зато юридический анализ типовых договоров, подготовка исковых заявлений по шаблону, проверка документов на соответствие требованиям — всё это уже сейчас делают алгоритмы. «Право.ру» запустил сервис автоматической подготовки юридических документов. За год сервис снял тысячи типовых задач с младших юристов.
Следующий момент: кейс Сбера. Сбер позиционирует себя как высокотехнологическую компанию и активно внедряет автоматизацию. Результаты (на бумаге) впечатляют: за 5 лет количество сотрудников сократилось с 330 до 290 тысяч при росте объёма операций в 2 раза.
Но давайте посмотрим внимательнее. Да, исчезли операционисты в отделениях. Да, их заменили банкоматы и приложение. Сократились бэк-офисы, роботы обрабатывают заявки на кредиты. Но одновременно Сбер нанял армию IT-специалистов, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности.
Проблема в том, что найти квалифицированного разработчика для поддержки этих систем сложнее и дороже, чем операциониста. Сбер решил кадровую проблему в моменте, но создал новую — зависимость от узкого пула высококвалифицированных специалистов. Этот кейс показателен и говорит не только про Сбер.
Нам нужно всегда держать в голове, что у нас есть специфические проблемы, которые делают автоматизацию в РФ особенно сложной.
(1) Технологическая зависимость. Большинство решений — зарубежные. После 2022 года многие вендоры ушли, поддержка прекратилась. Китайские аналоги есть, но не всегда адаптированы к российским стандартам и требуют жёсткой привязки к поставщику. Без полноценной локализации и контроля исходного кода компании рискуют зависеть от внешнего «чёрного ящика».
(2) Качество данных. Автоматизация требует чистых, структурированных данных. У нас же половина документооборота до сих пор в бумаге, а вторая половина — в Excel-файлах с уникальной структурой на каждом предприятии. Нужна отдельная IT-революция, чтобы всё это перенести в автоматический режим.
(3) Сопротивление изменениям. «Мы 40 лет так работали» — это не просто ментальность, это способ выживания в условиях постоянно меняющихся правил. Автоматизация требует стандартизации процессов, а у нас каждый находит свой путь через бюрократические препоны.
Как итог, автоматизация — это не волшебная палочка, которая решит кадровый кризис. Нет, нет и еще раз нет. Это рабочий инструмент, который может помочь в конкретных областях: логистика и складское хозяйство — да, здесь роботы реально экономят человеческий ресурс. Рутинный документооборот и учёт — тоже да, но нужны специалисты для настройки и поддержки. Массовое производство — возможно, но только при наличии квалифицированных наладчиков. Клиентский сервис первой линии — частично, но с потерей качества.
При этом бустере в некоторых сферах автоматизация создаёт новые кадровые проблемы: нужны специалисты по роботизированным системам, программисты автоматизации, инженеры-наладчики. И их дефицит ещё острее, чем дефицит тех, кого заменяют роботы. О чем и речь!
Вывод неутешительный: автоматизация может смягчить кадровый кризис в отдельных точках, но не решает его на структурном уровне. Более того, без подготовки специалистов нового типа она может его усугубить. Роботы не заменят людей — они изменят требования к их квалификации. И к этому мы пока не готовы.
В следующей части я расскажу про ещё одну «волшебную палочку» от которой ждут чудес — святой ИИ.
(спойлер: чудес не будет, но кое-что интересное всё же происходит)
Напомню, что уже поставили диагноз, также я рассмотрел допущенные ошибки и предложил три уровня решений. Сегодня отдельно поговорим про автоматизацию и роботизированное будущее (настоящее?).
Когда заходит речь о кадровом кризисе, рано или поздно кто-нибудь обязательно скажет: «Роботы всех заменят». Это удобная позиция, чиновники её обожают, она позволяет не решать проблему здесь и сейчас, переложив ответственность на технологии будущего. На чиновников будущее. А прямо сейчас строить планы и рисовать дорожные карты по внедрению. Реальность, как всегда, сложнее: автоматизация действительно может закрыть приличную часть кадровых дыр, но далеко не все и не везде. И уж точно не так быстро, как хотелось бы чиновникам.
Разделим наше обсуждение на две составляющих. Где роботы уже работают, а где не стоит (пока) рассчитывать на прорывы. Первая сфера: логистика. Роботы сильно повлияли на современную логистику. Складской комплекс из 21 века может функционировать с минимумом персонала. Роботы-погрузчики, автоматические сортировщики, системы управления складом (WMS) — всё это уже работает и работает эффективно.
Wildberries в Электростали запустил склад, где из 3000 сотрудников старого формата осталось 400. Остальных заменили автоматические линии сортировки и роботизированные тележки. Производительность выросла в 4 раза, количество ошибок снизилось на 87%. X5 Retail Group («Пятёрочка» и «Перекрёсток») автоматизировал распределительные центры: системы автоматически формируют заказы, оптимизируют маршруты, контролируют остатки. Результат – сокращение потребности в кладовщиках и логистах на десятки процентов. Ozon также строит сеть автоматизированных сортировочных центров: конвейеры и роботы-сортировщики позволяют обрабатывать миллионы заказов в сутки с минимальным числом сотрудников.
Это работает уже сейчас. Это российский опыт. Это можно и нужно масштабировать.
Вторая сфера: системы автоматизации бухгалтерского учёта уже сейчас могут выполнять до 80% рутинных операций. «Контур» и «1С» за последние годы довели свои системы до уровня, когда первичные документы обрабатываются автоматически, налоговая отчётность формируется без участия человека, даже акты сверки происходят в автоматическом режиме. Крупные компании идут еще дальше. Северсталь внедрила RPA-систему: программные роботы автоматически извлекают данные из счетов, накладных и актов, сверяют их корректность и вносят в систему. Раньше это делали десятки сотрудников, теперь несколько контролёров.
Это хорошие кейсы, но есть сферы, где автоматизация буксует.
Как ни странно, но производство. Казалось бы, именно производство должно быть главным бенефициаром роботизации. Но тут у нас российская реальность вносит коррективы. Да, новый завод можно спроектировать под роботов. Но что делать с тысячами существующих предприятий?
АвтоВАЗ потратил миллиарды на роботизацию сварочного производства. Результат есть: качество сварки выросло, брак снизился. Но для обслуживания роботизированной линии нужны высококвалифицированные наладчики, которых… правильно, катастрофически не хватает. Робот не может сам себя починить, перенастроить под новую задачу, адаптировать под изменившиеся условия.
Ещё сложнее с мелкосерийным производством, которое составляет основу российской промышленности. Робот мега-эффективен, когда делает миллион одинаковых операций. Но если нужно произвести 100 деталей одного типа, потом 50 другого, потом 200 третьего — куда проще и дешевле использовать универсального человека.
Кстати, именно здесь особенно видно отставание России. По плотности промышленных роботов мы на уровне ~6 роботов на 10 тыс. сотрудников, тогда как мировое среднее: около 162, а в Южной Корее – свыше 400.
Далее поговорим про то, что я называл «парадокс сантехника». Есть известный мем: ИИ скорее заменит юриста, чем сантехника. И это не шутка. Это жестокая реальность, в которую мы в РФ уперлись.
Работа сантехника — это каждый раз уникальная задача. Разные квартиры, разные трубы, разные проблемы. Нужно оценить ситуацию, принять нестандартное решение, импровизировать с материалами. Робот, способный на всё это, будет стоить как космический корабль.
То же касается электриков, строителей-отделочников, ремонтников бытовой техники. Их работа требует адаптивности, которая роботам пока недоступна. И в обозримом будущем не будет доступна по разумной цене.
Зато юридический анализ типовых договоров, подготовка исковых заявлений по шаблону, проверка документов на соответствие требованиям — всё это уже сейчас делают алгоритмы. «Право.ру» запустил сервис автоматической подготовки юридических документов. За год сервис снял тысячи типовых задач с младших юристов.
Следующий момент: кейс Сбера. Сбер позиционирует себя как высокотехнологическую компанию и активно внедряет автоматизацию. Результаты (на бумаге) впечатляют: за 5 лет количество сотрудников сократилось с 330 до 290 тысяч при росте объёма операций в 2 раза.
Но давайте посмотрим внимательнее. Да, исчезли операционисты в отделениях. Да, их заменили банкоматы и приложение. Сократились бэк-офисы, роботы обрабатывают заявки на кредиты. Но одновременно Сбер нанял армию IT-специалистов, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности.
Проблема в том, что найти квалифицированного разработчика для поддержки этих систем сложнее и дороже, чем операциониста. Сбер решил кадровую проблему в моменте, но создал новую — зависимость от узкого пула высококвалифицированных специалистов. Этот кейс показателен и говорит не только про Сбер.
Нам нужно всегда держать в голове, что у нас есть специфические проблемы, которые делают автоматизацию в РФ особенно сложной.
(1) Технологическая зависимость. Большинство решений — зарубежные. После 2022 года многие вендоры ушли, поддержка прекратилась. Китайские аналоги есть, но не всегда адаптированы к российским стандартам и требуют жёсткой привязки к поставщику. Без полноценной локализации и контроля исходного кода компании рискуют зависеть от внешнего «чёрного ящика».
(2) Качество данных. Автоматизация требует чистых, структурированных данных. У нас же половина документооборота до сих пор в бумаге, а вторая половина — в Excel-файлах с уникальной структурой на каждом предприятии. Нужна отдельная IT-революция, чтобы всё это перенести в автоматический режим.
(3) Сопротивление изменениям. «Мы 40 лет так работали» — это не просто ментальность, это способ выживания в условиях постоянно меняющихся правил. Автоматизация требует стандартизации процессов, а у нас каждый находит свой путь через бюрократические препоны.
Как итог, автоматизация — это не волшебная палочка, которая решит кадровый кризис. Нет, нет и еще раз нет. Это рабочий инструмент, который может помочь в конкретных областях: логистика и складское хозяйство — да, здесь роботы реально экономят человеческий ресурс. Рутинный документооборот и учёт — тоже да, но нужны специалисты для настройки и поддержки. Массовое производство — возможно, но только при наличии квалифицированных наладчиков. Клиентский сервис первой линии — частично, но с потерей качества.
При этом бустере в некоторых сферах автоматизация создаёт новые кадровые проблемы: нужны специалисты по роботизированным системам, программисты автоматизации, инженеры-наладчики. И их дефицит ещё острее, чем дефицит тех, кого заменяют роботы. О чем и речь!
Вывод неутешительный: автоматизация может смягчить кадровый кризис в отдельных точках, но не решает его на структурном уровне. Более того, без подготовки специалистов нового типа она может его усугубить. Роботы не заменят людей — они изменят требования к их квалификации. И к этому мы пока не готовы.
В следующей части я расскажу про ещё одну «волшебную палочку» от которой ждут чудес — святой ИИ.
(спойлер: чудес не будет, но кое-что интересное всё же происходит)
Загрузка...
Загрузка...